Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров" в Музее Востока

Выставка "Каджары" отчасти продолжает персидскую тему предыдущей временной экспозиции в тех же залах, посвященную  образам поэзии Низами -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4372078.html

- и в какой-то части, возможно, даже пересекается с той отдельными предметами (почти вся она сформирована из собственной коллекции музея, но по большей части из запасников, так что экспонаты все равно абсолютно раритетные; кое-что получено из Госархива, фонда Марджани и частных коллекций), но говоря откровенно, лично я о Низами понятие имею преимущественно косвенное, и там я скорее рассматривал экспонаты как самодостаточные художественные произведения; Каджары, что удивительно, мне знакомы лучше - прошлый год в "самоизоляции" я погружался в судьбу и творчество Грибоедова, в том числе очень внимательно, с карандашом в руках, читал "Смерть Вазир-Мухтара" Юрия Тынянова. Так что и сама династия, и встречающиеся в экспликации Каджарской выставки понятия фирман или курур, имена Фатх Али хана, Аббаса Мирзы и Манучехр хана, благодаря Тынянову для меня не пустой звук, мало того, в "Смерти Вазир-Мухтара" прослежена как предыстория воцарения Каджаров, так и подробно, при том достоверно описана ситуация в Иране периода 1820-х годов, пришедшегося на годы дипломатической карьеры Грибоедова, завершившейся его убийством и разгромом посольства в Тегеране.

Семь по тематическому принципу сформированных залов экспозиции наполнены почти исключительно предметами декоративно-прикладного искусства - ковры, изразцы, футляры  (некоторые, оказывается, изготавливались в качестве "сувениров" сразу на экспорт, ради продажи иностранцам под видом образцов древнего ремесла...) - они иллюстрируют и политическое устройство Ирана, и повседневный быт его жителей, и традиции, и современные Каджарам (конец 18-начало 20 вв) идеи, явления, тенденции, а также собственно представителей династии от прихода к власти до падения в 1920-е гг. Странно, что на драматические перипетии взаимоотношений Ирана и Российской империи как раз в годы Каджаров (две войны, Туркманчайский мирный "трактат", убийство посла...) особого акцента не делается, и если я ничего из виду не упустил, имя Грибоедова не упоминается вовсе (!); правда, в скромной витринке присутствуют фото двоих деятелей ВКП(б) и раннесоветского государства, Владимира Тардова и Рудольфа Абиха, сыгравших определенную роль и в крушении Каджаров, и в попытках экспансии русских с марксистской уже идеологией в северные провинции Ирана (обоих православные, конечно, убили в конце 1930-х); ну и алмаз «Шах», поднесенный Каджарами императору Николаю в порядке "извинения", из кремлевской госколлекции на выставку в Музей Востока никто, понятно, выдавать не собирался. Зато подробно, наглядно во всех их противоречиях освещены процессы "модернизации" и "вестернизации" Ирана в 19 веке: "гаремная" живопись с гологрудыми (!) красавицами - у некоторых, помимо сосков, на титьках еще и изображения оленей обнаруживаются - держащими в руках бокалы и бутыли с вином (!!); более поздние портреты, писанные с оглядкой на фотографию по западному образцу (некоторые их герои сидят на стульях, а не на коврах); "балетные" юбки (предположительно увиденные одним из шахов в театрах Петербурга и "внедренные" затем в иранский обиход как ежедневная одежда для знатных женщин!) и т.д. Вместе с тем - "традиции", и бытовые (кальяны, чудесная "погремушка" в виде мышки и не менее прелестный керамический подсвечник в виде кошки), и религиозные (амулеты суфиев и их атрибуты в виде "царского" символа, булавы с головой быка или коровы), и военные, охотничьи (развернутые, во всевозможных техниках выполненные сценки батального характера, в том числе восхитительная "Битва Рустема с Белым дивом"), и политические (гигантский ковер-панно "108 великих правителей Ирана и Сутлан-Ахмед-шах", 1914-15).

Некоторые штуки поражают изысканностью и тонкостью, другие - экспликация уточняет, что такое характерно именно для эпохи Каджаров... - грубы, аляповаты и смехотворны (к примеру, коврик "Первые лица Ирана", Карабах, 1912-13, с портретами трех деятелей "революционного" периода заката Каджарской династии, поразительно напоминает дизайн компьютерных игр времен моего детства, такие примитивно-мультяшные, будто из "пикселей" составленные вытканные рожицы!). Женоподобных юношей с "губками бантиком" на картинах иранских живописцев 19го века (крупноформатный "Юноша с зайцем", более камерный "Юноша с персиком"; графическая миниатюра "Юноша за приготовлением пищи") не отличить от девушек-"красавиц" (за тем опять же исключением, где у "красавиц" не оголен бюст). На колоссальных размеров многофигурных панно (вроде "Битвы арабов у Хайбара" из истории 7го века, где чудодейственно вдохновленный пророком Мухаммедом воин Али, превозмогая нездоровье - изображен он без лица, скрытого повязкой - одолел иудейское сопротивление; сюжет противостоянии ислама евреям, уходящий в первые годы возникновения магометанства!) только успевай разглядывать лица, детали и следить за развитием "фабулы", а с другой стороны, отдельные мелкие экспонаты под стеклом витрин едва различимы, не говоря уже про этикетки с подписями к ним. Но в целом выставка на редкость и придумана толково, и собрана из вещей, заслуживающих внимания.








Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments