Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"День рождения" Г.Пинтера в Театре им. Моссовета ("Под крышей"), реж. Александр Кудин

Гарольд Пинтер неожиданно опять вошел в репертуарную моду - полную статистику не отслеживал, но смотрю уже третью как минимум премьеру по его пьесам с начала сезона. Причем факторы, побудительные мотивы, заставляющие режиссеров обращаться к творчеству Пинтера, каждый раз неочевидны; а по результату ни мощь актерской индивидуальности, как в случае с Евгением Цыгановым ("Легкая боль" в Театре "Около") -

- ни эксклюзивное художественно-постановочное решение, как у Юрия Муравицкого ("Немой официант" в "Человеке") -

- не дают гарантий триумфа. Вот и "День рождения" Александра Кудина - пристойный, вполне ладно сделанный, но едва ли чем-то среди множества прочих способный выделиться спектакль. Подчеркнуто малобюджетный, попросту "бедный" оформлением (меблировка будто из подбора - но от сценографа Стаси Гришиной большего по сюжету и не требовалось, равно как от художника по костюмам Жанны Вигандт), поставленный на не слишком популярных, мягко говоря, артистов (но все они профессионалы, Александр Емельянов в роли Стэнли тонко работает, его "преследователи" тоже хороши, им найдены специфические характЕрные краски: гость постарше, Гольдберг-Андрей Межулис, смотрится хитрым тертым бандитом, его напарник помоложе Маккан-Владимир Прокошин смахивает немного на простака и моментами чуть ли не аутиста) - лаконичный, хотя и двухактный, "полноформатный": посмотреть можно, и можно даже увлечься сюжетом во всей его абсурдистской условности (к единственному постояльцу захудалого пансиона в день якобы его рождения подселяются двое загадочных типчиков, один помоложе, другой постарше, и принимаются терзать его смутными, не называемыми прямо намеками на его прошлое, чуть ли не на членство в тайной организации, или на убийство жены, или что-нибудь еще в таком роде), а можно последить за развитием мысли режиссера (как плавно и складно от психологического реализма действие движется к эксцентрике и почти клоунаде), но и формальные достоинства (весьма скромные, впрочем), и зрительская привлекательность (тоже не универсального воздействия - на любителя, что называется) опуса не выходят за рамки статистической погрешности, а от театре хочется именно этого выхода, и ничего иного.

При том нельзя не отдать должное аккуратности в обращении с текстом - режиссер "вычистил" из пьесы некоторые детали, отдающие "указующим перстом" и, вероятно, эстетически оправданные по меркам своего времени, а сегодня однозначно избыточные и ассоциирующиеся с многочисленными, в том числе доморощенными эпигонами Пинтера, Мрожека и проч. (среди которых Дмитрий Данилов еще не худший!); тем обиднее, что в целом стилистика "Дня рождения" укладывается в стандарты периода, когда Гарольда Пинтера только-только осторожно открывали для русскоязычного театра - рубежа 1980-х-90-х, когда Александр Кудин (до сих пор знал его как актера Театра им. Ермоловой) еще и вовсе не родился.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments