Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

похороны всегда изобилуют смешными сценами

Отыскал интервью Владимира Меньшова, которое брал у него летом 2004го - как-то легко и сразу Владимир Валентинович тогда пригласил меня домой на Тверскую-Ямскую, и пока мы сидели и общались, к нему привезли внуков... А вроде бы сложный, говорят, был человек - да и я наблюдал не раз его эскапады на некоторых мероприятиях типа кинопремий и церемоний, которые организаторам доставляли своей неожиданностью огорчений больше, чем инсценированные выходки какого-нибудь Моргенштерна! Но у меня по короткому знакомству ощущения сложности не возникло. Другое дело, что как и все герои моих интервью (наверное, я был плохой интервьюер, хотя редакционное начальство считало иначе...) слишком заметно Меньшов говорит "моими" словами", а иногда и думает "моими" мыслями, тем более, что я диктофоном не пользовался, включал его разве что для отвода глаз, но запись потом не расшифровывал, а речь собеседника воспроизводил по памяти, мне так проще, а главное, быстрее работалось. Хотя и Меньшов, и остальные под текстом, уходящим в печать, обязательно "подписывались", но некоторые с оговорками, дескать, "живой речи не слышно" - на это мне строго пенял Кваша и с иронией Юрский; иногда, наоборот, с одобрением - Мордюкова позабавила: "спасибо, Вы так здорово за меня все написали, я бы так хорошо сама никогда не сказала!", при том что ее-то как раз я старался фиксировать очень точно... Меньшов ничего не уточнял и, сколько мне помнится, не исправлял - вряд ли потому, что остался так уж сильно доволен разговором, скорее, не относился к подобным вещам с излишней серьезностью. А мне вот жаль, что редакторы среди прочего выкинули из текста (исходник не сохранился, но я еще не все окончательно перезабыл) кусок, развивающий тему в сторону "Времени желаний" Юлия Райзмана, где, на мой взгляд, лучшую свою кинороль сыграла Вера Алентова - Владимир Валентинович рассказывал, какой там по сценарию (видимо, он его читал в свое время...) задумывалась сцена на кладбище и поведение героини в ней, потом в фильме режиссер поставил иначе, проще... И еще, кстати - внука Андрея, о котором в конце интервью Меньшов упоминает как о будущем первокласснике, выдумщике и любителе "игры в пираты", я и многие теперь знаем в качестве актера "Мастерской Брусникина", выпускника Школы-студии МХАТ. Сегодня увидел выступление Андрея Гордина в телерепортаже с церемонии прощания с Владимиром Меньшовым, распорядок которой уже некому было нарушить.

Владимир Меньшов: в спорах с женой я использую аргумент ниже пояса

Большую часть жизни он проверял на истинность поговорку "Москва слезам не верит. Что не помешало ему стать классиком кино при жизни, получить премию "Оскар" фильм, вырастить дочь-актрису и на шестом десятке лет реализовать студенческую мечту - дебютировать на сцене.

Живого классика советского кино, оскароносца и звезду новейших телесериалов мы застали дома, в сравнительно небольшой квартире неподалеку от Белорусского вокзала, играющим с внуком: дочь, актриса Юлия Меньшова, поехала по делам и на время пристроила Андрюшу дедушке. Владимир Валентинович очень убедительно (помог опыт больше чем 30 лет работы в кино и театре!) изображал гражданский корабль, который внук-пират твердо намерен был захватить. Однако визит журналиста прервал захват, и Андрей был отправлен  в соседнюю комнату - смотреть по телевизору "Инспектора Гаджетта". А Владимир Валентинович вернулся к привычному своему образу - мэтра народного кино и автора всеми любимых фильмов.

герой-любовник - но простак

- Большинство героев, которых вы сыграли как актер - простоватые, но добрые и положительные люди. Даже в "Ночном дозоре" вы сыграли руководителя "светлых" сил. Насколько это соответствует вашей человеческой природе?
- С точки зрения статистики - действительно, ролей "положительных", героев так называемых "социальных" у меня больше. Говоря языком классических амплуа - соединение "героя-любовника" с "простаком". Я встраиваюсь в одну линию с Крючковым, Юматовым, Рыбниковым. Это прежде всего вопрос внешних данных - я соответствую этому имиджу. Но и с моим внутренним ощущением это совпадает: я - человек из глубинки, сохранивший благодарность и понимание к таким же простым людям; лишенный столичного, несколько пустоватого блеска.
- Многие актеры говорят: отрицательных персонажей играть интереснее, их характеры -сложнее.
- С годами понимаешь, насколько это  условно. Но когда играешь такого человека - ты же знаешь: сам он не живет с ощущением, что он - гад. В фильме "Город Зеро" Шахназарова у меня был такой персонаж - это одна из самых приятных и запоминающихся для меня работ. Или в фильме "Последняя встреча" - человек как бы положительный, но такой мощный, противоречивый, столько всего намешано...
- После "Ночного дозора" ваши взгляды на мистику, "потусторонние явления не изменились?
- Мистика мне не близка, я человек очень трезвый. Опасений насчет "таинственных сил" у меня не было. Я интересовался этой темой, но читая, размышляя, увидел в мистических учениях талантливые аферы. Ни предсказания цыганок, ни другие подобные вещи на меня никакого общения не оказывает. У меня был другой интерес - пообщаться с новым поколением актеров. Я участвовал уже в качестве некого "патриарха", а они - молодые мальчишки по моим меркам. Я-то в их возрасте только начинал, а они уже - и Хабенский, и Тюнина, и Порошина,Куценко - сложившиеся артисты, с кучей сыгранных ролей, "звезды". И очень хотелось поработать с Бекмамбетовым, рекламными роликами которого про банк "Империал" я восхищался, настолько талантливо они были сделаны.
- Режиссер "Ночного дозора" Тимур Бекмамбетов в недавнем интервью "Антенне" признался, что ваше участие ему было особенно важно как знак связи его фильма с традицией советской киноклассики.
- Думаю, так и есть. По крайней мере, по некоторым репликам Эрнста и Бекмамбетова я почувствовал, что они хотят сделать примерно то же, что я, когда приглашал в "Москва слезам не верит" Баталова с шлейфом его прежних ролей в фильмах моей юности - "Дело Румянцева", "Большая семья". Как Баталов соединил в моей картине два актерских поколения, так и мой имидж человека, который снял 25 лет назад "Москва слезам не верит".
- Но вы снимали и снимаете фильмы в прежней технике - а каково вам видеть на экране своего героя, который с помощью компьютерных технологий, как филиппинский хиллер,  запускает руки в тело героя Хабенского?
- Вот как раз этот эпизод, между прочим, не был "нарисован" на компьютере. Я это и вправду делал - то есть, конечно, это был хорошо придуманный трюк, технологию которого я не раскрою. А вот вся компьютерная графика, которая очень органично украшает картину - этого, конечно, мы в материале видеть не могли, все было сделано специалистами - но я видел, как это действует на зрительный зал, воодушевляет людей - это замечательно. И самый приятный комплимент по поводу нашей работы - когда говорят, что испытывают гордость за то, что мы при нормальных материальных возможностей и сейчас не уступаем Голливуду, как не уступали в классическом кино.

не пустячок, а портрет эпохи

- Сюжет самого спорного вашего фильма "Ширли-мырли" построен на поиске человеком своих корней, в результате которого обнаруживается, что все люди независимо от языка и цвета кожи - братья. Насколько вам дорога эта мысль?
- Совсем недавно, каких-нибудь 40 тысяч лет назад, человечество состояло из двух тысяч людей. Так что тезис "все люди братья, а некоторые еще и сестры" - это не красивая фраза, а истина, доказанная генетическими исследованиями. Идея эта для меня естественна, а 10 лет назад, когда снимался фильм, в годы этнических конфликтов по всей стране, она важна была особенно. События перестройки тогда вообще казалась готовым сценарием для фильма - секретарь обкома партии докладывал с трибуны Конгресса США, что "с коммунизмом в России покончено". Обычные страны переживают подобное раз в тысячу лет, Россия, конечно, чаще, но все же это фантастическое время. Однако никто до сих пор всерьез в кино эту эпоху не осмыслил. Мои размышления после 10-летней паузы в режиссуре вылились в комедию "Ширли-мырли". А сейчас я думаю - может, это и есть то глобальное, серьезное кино, которое я хотел снять. Дико покажется, но этот фарс лучше всего передает ситуацию того сумасшедшего времени. Как в 20-е годы не думали, что роман-фельетон "12 стульев", а не Фадеев, не Леонов окажется портретом эпохи? Может, и в отношении "Ширли-мырли" когда-нибудь зрители дозреют до этого понимания, поскольку для меня этот фильм - совсем не пустячок.
- В этом фильме свою последнюю роль сыграл Олег Ефремов. Насколько трудно вам было с ним работать?
- Самое трудное было уговорить его сняться в фильме. Слава богу, мы были с ним знакомы, я поехал к нему на дачу, просидел там полдня, располагал к себе разговором, убеждал, что это будет ярко и интересно. Он согласился, группа ждала его с трепетом, сняли - и получилось плохо! То ли мы оробели... Пришлось уговаривать его пересняться.
- А лично вы свои корни глубоко знаете?
- К сожалению, практически не знаю. По отцовской линии все на отце и заканчивается - о своих родителях он мне никогда не рассказывал и, по-моему, сам не очень хорошо их знал, рос сиротой и был человеком, что называется, "сделавшим себя сам". Мамин отец был из раскулаченных крестьян, а это в советские годы была особая история, такое родство сразу отсекалось. Я рос без бабушек и дедушек, даже не знаю их имен. Правда, у мамы была большая семья - семь человек братьев и сестер, и всех, кроме одного дяди, погибшего на войне, я со временем узнал.  По отцу я вообще, наверное, никогда ничего не найду, а по матери я даже выяснил название ее родного села под Астраханью - Чаган. Хотелось бы выяснить побольше - видимо, без казачьей крови не обошлось. Этим объясняется унаследованная мной смуглость - как у шолоховского Григория Мелехова!

с театром развело плохое воспитание

- Вам как режиссеру ближе комедия или мелодрама? Приятнее, когда люди на ваших фильмах плачут или смеются?
- Мой жанр - то, что Бахтин называл "минипея", но это совсем по-научному, а проще говоря, когда состояния плача и смеха переходят одно в другое, после чего возникает третье - состояие задумчивости. Я не могу не разрушить слезливую ситуацию иронией - ни по жизни, ни в картине. Помните сцену ожидания Гоши в "Москва слезам не верит", когда три женщины сидят в комнате и начинают по очереди рыдать: придет или не придет? Получилось смешно! Хотя я не ставил такой задачи, сцена была случайная, перебивочная - между эпизодами мужского разговора с главным героем. Вы обращали внимание - похороны всегда изобилуют смешными сценами. Всегда есть какой-то момент соревновательности, даже тщеславия: родственники ощущают себя в центре внимания, все им соболезнуют - и при всей трагичности ситуации наблюдается у них некоторый подъем духа.
- Ваша собственная жизнь опровергла или подтвердила поговорку "Москва слезам не верит"?
- Подтвердила. Не только Москва - любой город, и Воронеж, и Тула приезжего человека встречает непросто, настороженно. Я в Москве начал жить с 22 лет, у меня это совпало с попадание в Школу-студию МХАТ, и лучшие актеры страны, которых я не мог представить рядом с собой, меня окружали. Было очень сложно, но четыре года учебы для меня - важнейшие в жизни. Я приехал из Астрахани одним человеком, а вышел из Школы-студии другим.  Я был любопытным, много смотрел, с удовольствием учился, хотя и ошибался, получал за это "фэйсом об тэйбл".
- Что это были за ошибки?
- Одна из дуростей моих - увидев фальшь отношений в театральном мире, когда между собой говорят, какой ужасный спектакль, а авторов громко поздравляют, я дал себе клятву никогда не попадать в подобные ситуации - сказался недостаток провинциального воспитания. И неприятелей, даже врагов, я приобрел себе немало своим честным отношением к жизни.
- Случайно, что ваша дочь Юлия, как и вы, заканчивала Школу-студию МХАТ?
- Неслучайно - она поступала только туда. Мы ее не отговаривали - но и не помогали. Когда она в 9-м классе определилась, что хочет быть актрисой, я ей предложил попробовать силы под псевдонимом - там ведь можно до 3-го тура документы не подавать, а известная фамилия может оказать влияние не только положительное.  Она пошла поступать под фамилией Большова и эта проба объективно показала ее способности. После школы она уже окончательно определилась и, поступив в Школу-студию, отделилась от нас - не в том смысле, что ушла из дома, но стала полностью внутренне самостоятельной.

москвичом меня сделала квартира

- В какой момент вы все же почувствовали себя москвичом?
- Наверное, с появлением собственной квартиры, которой мы долгое время не имели. Самую первую, плохонькую, мы получили в 1973, а хорошую - в 1980-м, в Олимпийской деревне - от Олимпиады осталась. К тому моменту уже вышла "Москва слезам не верит", я и машину мог себе позволить. И вот, рассекая на "Волге" по улице Горького и проезжая мимо Школы-студии МХАТ, я говорил себе: "Боже мой, это же я, который жил тут на 28 рублей стипендии, я еду на "Волге" мимо, у него квартира есть трехкомнтная!" Не скажу, что в 1961-м, когда поступал, я об этом мечтать не мог - я о большем мечтал! Но понимал - шансов, что это осуществиться, что я буду лауреатом "Оскара" через 20 лет, педагоги мне дали бы не больше, чем один к ста.
- Театрального мира вы так долго избегали из-за фальши отношений в нем?
- Не избегал - я человек театральный, но так сложилось, что театр сам меня отверг, я после Школы-студии не работал в театре, ушел во ВГИК, совершенно неожиданно началась актерская работа в кино - против моей воли, я мечтал только о режиссуре. Но мой однокурсник Александр Павловский, впоследствии снявший "Зеленый фургон", уговорил меня сняться в его дипломной работе "Счастливый Кукушкин". Потом и представить себе не мог - но режиссер Леонид Трушкин предложил главную роль в своем спектакле. И  осуществилась мечта студенческих лет - в возрасте далеко за 50 я дебютировал на сцене. Не думаю, что меня ждет большое будущее как театрального актера, хотя театральная режиссура мне интересна и я понимаю, что управлюсь с этим.

любовь важнее, чем горячий борщ

- В фильме "Время желаний" Райзмана герои Анатолия Папанова и Веры Алентовой любят друг друга, но будучи людьми разных ценностей, не могут быть счастливы. Оценвая опыт долгого тандема с Верой Валентиновной, вы считаете главным в семейных отношениях любовь или что-то другое?
- Мне кажется, в том фильме любовь была только со стороны героя, а героиня была рассчетливой, только после его смерти она поняла, что потеряла, а поначалу последним эпизодом, который потом в фильм не вошел, была сцена на кладбище, где она "присматривается" к будущему потенциальному мужу. Нет, любовь - обязательный фундамент. На нем возводится здание из многих других элементов, но без любви не может быть полноценных отношений, семьи, в которую хочется бежать, где растет душа.  А не просто приходить туда, где на столе стоит горячий борщ, а потом смотреть телевизор.
- Ну, вам бежать никуда не нужно - вы вместе и дома, и на съемочной площадке, и на сцене. Семейные отношения помогают вам а работе или мешают?
- Я очень плохо себе представляю семьи, где актриса замужем не за актером или режиссером. Такие есть, но я не понимаю, как они организуют свой быт. Сейчас мы еще выбираем роли. А в молодости Вера играла 30 спектаклей в месяц, с утра уходила на репетиции. Когда общаться мужу-инженеру с женой актрисой? Актер это все понимает, у него самого такой же режим, и они в этом пересекаются.
- А насколько серьезно вы относитесь к взглядам героя Баталова из "Москва слезам не верит" на семью?
- Абсолютно серьезно отношусь. Мы не дружим с семьями, где главенствует женщина, где мужчина у нее под каблуком, где она может на него прикрикнуть - такая семья для меня неполноценная.  В первенстве мужчины нет неуважения к жещине, патриархальный уклад возник неслучайно, он часть природы семейных отношений.
- Вы сами часто называете Веру Валентиновну "Леди Нет" за то, что она часто откзывается от предложений. И в театре одна из ее нынешних ролей - в пьесе "Недосягаемая". Недоступность - качество, которое вы цените в жене и вообще в женщинах?
- Вообще-то это отрицательное качество, по крайней мере, в деловых отношениях - оно мешает. Конечно, в этом скрывается, по большому счету, испуг перед жизнью. Это качество может быть приемлемым для женщины, если рядом есть мужчина, который занимается ее карьерой. Вере в этом смысле повезло - мы пара, дополняющая друг друга. И подсказываю решение, и контролирую, убеждаю, чтобы она свое "нет" не высказала раньше времени, не разобравшись даже, а что, собственно, предлагают. В наших спорах один самых убийственных аргументов "ниже пояса", когда я ей напоминаю, что она меня отговаривала снимать "Москва слезам не верит", считала, что сценарий слабый.

от пиратов не спастись

- От вашего детства, юности что-то осталось в вас до сегодняшнего дня?
- Никогда не понимал фразы "все мы родом из детства". Может, я чем-то обделен, но я родом не из детства, а из Школы-студии МХАТ. Конечно, на уровне запахов все впитано: сначала мы жили в Баку, потом переехали в Архангельск. Во мне осталась та северная жизнь - с белыми ночами, с лаптой во дворе, где мы играли ночами, а взрослые глядели на нас из окон; деревянные мостки над болотистой поверхностью - сейчас их нет уже. Потом переехали в Астрахань - и после скудного, строгого Архангельска обрушилось южное великолепие, Волга, рыба, фрукты. Все это было, но если говорить о каком-то сверхсмысле, я всегда понимал: моя настоящая жизнь - где-то в другом месте. И когда я приехал в Москву, я понял: здесь моя жизнь.
- Хватает времени на внуков?
- В этом году Андрей идет в школу. Мама, когда уезжает по делам, привозит его к нам - и мы с ним играем. Он фантазер, сам придумывает игры и распределяет роли: у него будет пиратский корабль, у меня обычный, он будет меня захватывать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments