Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Сергей Полтавский, Сергей Суворов и др.: "Re:Formers" в парке "Зарядье": Лютославский, Лигети и др.

Неожиданно оказался на концерте в т.н. "заповедном посольстве" среди парка "Зарядье" - не знаю что в этом "посольстве" уж такого "заповедного" или хотя бы "посольского", стекляшка как стекляшка наряду с прочими, но по-своему уютная и для концертно-театральных мероприятий камерного формата вполне годная. Фестиваль, а вернее, композиторская школа "Re:Formers", который этим концертом открывался, адресован специалистам, начинающим профессионалам и очень продвинутым любителям в первую очередь - однако вопреки предубеждениям его программа и меня как случайного, обыкновенного слушателя со стороны в целом вполне устроила, хотя и не каждый из номеров в равной степени. Вообще формулировка "актуальная классика", которой оперируют организаторы фестиваля, на мой взгляд и функциональнее, и содержательно точнее, удачнее, удобнее, чем обтекаемое и ни к чему не обязывающее понятие "новая музыка", а тем более сомнительная метафора "другое пространство".

Кто скажет, что Лютославский и Лигети - не "классики", но разве они и не "актуальны"? Их сочинения как раз в концерте были самым ценным элементом, к тому же и ранняя соната Лигети для виолончели соло, исполненная Сергеем Суворовым, и открывшие вечер пять прелестных "буколик" Лютославского для фортепиано, но в переложении для альта и виолончели сыгранные им же в дуэте с Сергеем Полтавским - достаточно раритетные вещи. Виолончельную сонату Лигети (двухчастную - "диалог" и "каприччио"; исполнитель предварял ее, как и большинство других номеров, краткой справкой без претензий на "просвЯтительство", славабогу) еще иной раз услышать можно, про "буколики" Лютославского я даже раньше не знал совсем, восхитительные миниатюры на основе простецких фольклорных мотивчиков, изысканно переосмысленных одним из самых своеобразных авангардистов 20го века.

Из местных и современных авторов в комплекте с вечно актуальными классиками шли Павел Карманов и Алексей Курбатов... Ну если музыка Павла Карманова, при всем ее благозвучии, как современная еще опознается - хотя "Второй снег на стадионе" изначально предназначен для скрипки и фортепиано, по крайней мере я его слышал в исполнении Вадима Холоденко и Елены Ревич больше десяти лет назад ("классика", ага!) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1859657.html

- здесь прозвучала версия для фортепиано и "классического" саксофона (Мария Немцова и Виталий Ватуля), то сочинения Алексея Курбатова (при всем человеческом и как к пианисту уважении к нему...) на мой вкус уместнее в пространстве гостиничного или ресторанного холла, а не концертного зала, и развернутая (чтоб не сказать затянутая...) соната для фортепиано и саксофона это снова подтвердила, по части же "актуальной классики" Курбатов определенно создает проблему: для "классики" - вроде бы рано, для "актуальной" - вне всяких сомнений, поздно.

Поскольку саксофон "в лице" Виталия Ватули тут считался номинально "главным героем" вечера (фактически все-таки скорее альт...), представили также в сопровождении замиксованных фрагментов последнего (перед гибелью в Амстердаме - от передоза наркоты или от чрезмерно жадных негров - не уточнялось...) видеоинтервью автора сравнительно любопытное сочинение Якоба тер Вельдхауса ""May this bliss never end" для саксофонно-фортепианного дуэта.

Кроме того прозвучали два опуса для альта и электроники - небезынтересная теоретически, но на слух дико занудная, минималистская ("пяртообразная"), при этом абсолютно "гармоническая", аж до тошноты, штука Роберта Дэвидсона "Спираль"; и еще одно произведение Якоба тер Вельдхауса "Тататата" - покороче, повеселее (с фонограммным рефреном "та-та-та-та", кто бы мог подумать).

А еще сразу после Лютославского шел вторым номером - и не терялся в его тени - Гэвин Брайерс с фрагментом балета "Дидона и Орфей" (на мотивы Перселла и Глюка соответственно): балет в свое время ставил Эдуард Лок на Диану Вишневу и, как ни странно, я его десять лет назад видел -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2097683.html

- здесь в номере "Плач Дидоны", как и было сказано, Дидона плакала мелодией Перселла посредством сначала саксофона, потом альта, в сопровождении фортепиано и виолончели - единственный эпизод программы, где выступили одновременно все четыре участника концерта. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments