Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Светлана Крючкова в "Игроке" Ф.Достоевского и "Жизнь впереди" Э.Ажара, БДТ СПб, реж. Роман Мархолиа

Всякая театрально-киношная знаменитость мечтает на склоне лет о бенефисных ролях - желание не то чтоб похвальное, но объяснимое, и тут уже художественный результат зависит от ума и вкуса, а прежде всего от здравомыслия потенциального бенефицианта. Чтоб далеко не ходить за примерами - в БДТ с Алисой Фрейндлих работали Рыжаков и Вырыпаев, а с Усатовой и вовсе Богомолов; с Крючковой работает Мархолиа - остается только догадываться, ее это личный выбор или никто другой сотрудничать с чрезмерно придирчивой ревнительницей святых традиций не согласился/не смог. Итоги данной "коллаборации" впечатляют своей несуразностью.

"Игрок" еще на что-то похож - ну то есть это стандартный формат "продвинутого спектакля", каким он видится режиссерам, лишенным собственной индивидуальности и обделенным фантазией. Действие помещено в подобие навороченного железобетонного бункера, внутри которого заехал сошедший с рельс паровоз (но два паровозика маленьких туда-сюда болтаются где-то наверху) - это и казино, и кабаре, и некое условное вневременное пространство, в котором Роман Мархолиа и Светлана Крючкова мудруют над людьми-"фишками". Структура вольно или невольно заимствована из "Варвара и Еретика" Захарова, отчасти из "Литургии зеро" Фокина, но даже в сравнении с фокинской постановкой (я видел ее давно и не ходил пересматривать сейчас, когда ее снова привозили в Москву) спектакль Мархолиа огорошивает агрессивно-безвкусной эклектикой. Придуманный людям-"фишкам" пластический рисунок - почти балет - сам по себе настолько уродлив, что вместо мистериального трепета способен вызвать разве что смех... А ведь они еще и поют, самолично Крючкова в том числе - на английском, на немецком, на русском... в общем, песни и пляски народов мира в ассортименте! Между делом скупо пересказывается сюжет, а Светлана Крючкова в лютом гриме из инфернального "крупье" превращается за счет париков и аксессуаров в такую же страхолюдину-"бабуленьку" и обратно. После антракта объявляется дискотека - буквально с ди-джеем за пультом и стоит признать, наряду с Крючковой ди-джей имеет успех у публики, хотя более-менее человекообразен в этом ансамбле только Владимир Кошевой, играющий Алексея Ивановича, да и тот теряется среди поюще-пляшущей толпы.

Но все-таки "Игрок" соответствует минимальным формальным признакам спектакля, чего не скажешь про "Жизнь впереди", премьеру посвежее датой выпуска, но еще тухлее эстетически. Вообще, судя по этим двум опусам, Светлана Крючкова в значительной степени полагается на гримеров - "мейкап" для Бабуленьки в "Игроке" и для Мадам Розы в "Жизнь впереди" придуман очень разный, но одинаково "вырвиглазный", с такой боевой раскраской можно хоть в древнегреческом амфитеатре выступать, а не то что на драматической сцене. В "Жизнь впереди" при том престарелую звезду снова окружает многофункциональный кордебалет, включая двух полуголых качков (может они и актеры, но похожи на стриптизеров, причем вышедших в тираж предпенсионного возраста), трансвестита (это работа актерская, но грубая до откровенной пошлости), разномастных проституток, а также священников, раввина и муллу. Религиозная подоплека транс-шоу режиссеру и актрисе исключительно важна - через весь спектакль, прежде чем откроется задним-экран и мадам Крючкова улетит в вечность на модели биплана под овации почитателей ее медийности, проходят цитаты из Ветхого Завета, выведенные для пущей наглядности и доходчивости титрами. Сюжет романа Эмиля Ажара, как и Достоевского, пересказан бегло, основной упор сделан на музыкальные номера с подтанцовкой, добро б еще "зажигательные", а то унылые и даже без ди-джея на сей раз.

Короче, оба раза я увидел ровно то, что ожидал, ие разочарован нисколько - какова Светлана Крючкова в ипостаси "актрисы разговорного жанра" и в формате "театра одного актера" я несколько лет назад имел возможность наблюдать, и сейчас, когда она снова выступала с сольными "чтецкими" программами, на них не стремился, а в инсценировках прозы до сих пор не видел - вот теперь посмотрел и спокоен!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments