Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Вивальди и Зеленка в "Зарядье": Pratum Integrum и INTRADA, дир. В.Лукс, сол. Ю.Миненко, Д.Идрисова

Вацлав Лукс в Москву зачастил - но первый раз (на моей памяти) он пару лет назад приезжал с пражским коллективом "Collegium 1704" -

- а за последнее время стало привычным его видеть за пультом оркестра Pratum Integrum. Специализируется он, понятно, на барокко, и сейчас такой безусловный шлягер, как Stabat Mater Вивальди, дополненный, правда, открывшим вечер Кончерто гроссо Телемана, в программе соседствовал с раритетной Мессой в честь всех святых Зеленки. В Stabat Mater солировал Юрий Миненко - контртенор и, соответственно, тоже прежде всего барочный певец, но у меня он ассоциируется больше, как ни странно, с ариями из опер Римского-Корсакова, к участию в постановках которых его регулярно привлекает Дмитрий Черняков: в "Садко" Большого театра (гусляр Нежата) я слышал Миненко "живьем" -

- в "Снегурочке" Парижской оперы, где Миненко выступал за Леля (партия изначально для меццо предназначена, кастраты к концу 19го века из употребления вышли...), конечно, его работу наблюдал только благодаря онлайн-трансляциям прошлогоднего карантина... -

И сдается мне, Миненко в "драматическом", "харАктерном", режиссерски придуманном образе (ряженый Лель из лесного лагеря отдыха "игроков-ролевиков" особенно!) чувствует себя органичнее, раскованнее, чем в академическом формате, исполняя непосредственно контртеноровый репертуар. При том все равно именно от Stabat Mater остались лучшие впечатления.

Хотя Мессу в честь Всех Святых было послушать интереснее - музыка-то редкая... Ян Дисмас Зеленка - соотечественник Вацлава Лукса, уроженец Богемии, то есть этнический чех, но по меркам 18го века и для Австро-Венгерской империи это не столь важно, при некотором, предвосхищающем романтиков, внимании к национальному фольклору, Зеленка остается композитором австро-немецкого барокко (Телеман, так удачно и неожиданно вписавшийся в программу вечера - не объявленный заранее - его, говорят, отмечал и выделял среди прочих музыкантов современной ему Центральной Европы...), наверное, не перворазрядным, но оттого еще более любопытным сегодня, когда барочное наследие, еще недавно доступное лишь узким специалистам, растаскивается на хиты... Из квартета солистов, кроме опять-таки Юрия Миненко, удачно выделялась Диляра Идрисова - впрочем, и у нее это выступление было не из числа триумфальных... А вот двое других почти безнадежно испортили дело, и я даже знаю, кто сильнее - баритон Александр Миминошвили, по общему, но верному наблюдению поющий больше лицом, чем голосом (а глотку между тем дерущий почем зря), или тенор Артем Сафронов, которого я слышу не первый раз, но тут совершенно неуместный своей категорически непригодной для барочной партии (к Александру Миминошвили тоже относится) и манерой, и голосом, а главное, до крайности неподобающей техникой, не говоря уже про отсутствующее напрочь чувство стиля. Исполнение Мессы, если откровенно, спас вокальный ансамбль INTRADA под управлением Екатерины Антоненко - хоровые части вышли наиболее убедительными. Оркестрантов же Вацлав Лукс, так спокойно отработавший первое отделение, на втором непонятно чего ради "загонял", придавая Мессе ненужного, неуместного нерва, доводя его иногда почти до истерики, "живости" при том вовсе не добавляя.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments