Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

из мавзолея писем не будет: "Чудесный грузин" А.Назарова в МХАТе им. Горького, реж. Рената Сотириади

- Это у вас для гостей увеселение?
- Если бы увеселение...

Все радуются - и я радуюсь со всеми, а поводов для радости - на всех хватит. Радостно за Ольгу Бузову, за Эдуарда Боякова, за МХАТ им. Горького, но лично мне более всего - за театроведов, эстетов и остальных глубоко порядочных людей доброй воли с безупречной репутацией никогда и ничем себя не запятнавших. Еще в начале текущего сезона последние кривили свои интеллигентские морды при одном упоминании о Боякове и горьковском МХАТе, а если и забегали из любопытства на какого-нибудь "Красного Моцарта", то или с трудом до антракта досиживали, утекая и отплевываясь на ходу, или находили в себе силы, зажав в кулак внутреннюю боль, стыдливо промолчать. Но не прошло и года, как стыд отброшен и неколебимые принципы забыты - на то у предельно приличных эстетов, надо полагать, имеются свои соображения, допускаю, что не вполне творческого порядка. Так или иначе беснуются и негодуют по поводу "Чудесного грузина" почти исключительно те, кто еще удерживается от искушения перенести хотя бы одну ногу через порог МХАТа на Тверском бульваре - те же, кто перенес, находят и добрые слова, и не лишенные изящества формулировки, чтоб как минимум не обидеть гостеприимных хозяев федерального учреждения культуры.

Я тоже никого обижать не собираюсь - тем более, что в отличие от людей доброй воли с безупречной репутацией, а в МХАТ им. Горького и при Дорониной, бывало, заглядывал (нерегулярно и не в последние годы, но тем не менее), и Эдуарда Боякова знаю давно (не близко, но лично - можно как угодно относиться к тому, что он делает сейчас, равно и к тому, что он делал до случившегося с ним "духовного" простигосподи "переворота", и к собственно этому самому "перевороту", столь неожиданному для многих, но по-своему весьма логичному - однако его активность и непотопляемость профессиональная налицо - ажиотаж вокруг "Чудесного грузина" тому лишнее подтверждение, а по части того, что как человек "одиозный" Эдуард Бояков хоть в чем-то уступит какому-нибудь "безупречному" Роману Должанскому, меня вряд ли кто-нибудь переубедит), ну и главное, в отличие от эстетов, которые про Ольгу Бузову услыхали впервые только в связи с премьерой в МХАТе им. Горького, я ее наблюдаю и знаю (не лично, но близко) в течение без малого двадцати лет, начиная с тех пор, как она пришла в "Дом-2" участницей проекта, где позднее сменила Ксению Собчак (все принципы глубоко порядочных людей теперь с Бузовой на Собчак перенесены автоматически...) в качестве ведущей, ну а дальше понеслось... Теперь вот Ольга Бузова - как это называется... - "ньюсмейкер", "хедлайнер" и черта в ступе, от чего она не стала, допустим, ни талантливее, ни симпатичнее, но и хуже от этого не стала тоже. Потому, если честно, сам факт присутствия Ольги Бузовой в намоленных стенах и на священных подмостках некогда Художественного театра, при естественных обстоятельствах не заслуживал бы внимания. А заслуживает, потому что обстоятельства создаются искусственно - дабы Эдуард Бояков с полным основанием мог заявить, что МХАТ им. Горького под его чутким руководством "задает повестку" - и "медийную", и "смысловую".

Ежели "задать повестку" - самоцель, то МХАТ стоило бы поздравить с успехом еще до премьеры (и даже лучше до, чтоб впечатления от спектакля не отравили искренности поздравлений). Но что касается "медийности" - тут Эдуард и его МХАТ не столько "задают", сколько "следуют", просто в силу ряда причин (отчасти сознательно, отчасти в силу складывающейся конъюнктуры) они находятся под "прицелом" и про них больше говорят; а когда, например, в другом ГБУКе (муниципального подчинения, где, правда, с тех пор сменилось начальство) за 30 000 евро на жену беглого украинского бандита (в Украине официально в розыск объявленного), которая даже и не актриса вовсе - без диплома, без опыта, и не юная, и не сказать чтоб шибко лицом пригожая... - поставили классическую пьесу с ней в главной роли - никто не вопил и совсем ничего не писал-не говорил; или когда в другом не менее уважаемом театрально-зрелищном заведении несколько раз объявляли, что роль Фамусова в еще одной классической пьесе исполнит Владимир Вольфович Жириновский, а потом отменяли его участие с формулировкой типа "не успел выучить слова", тоже не слышно было шума городского... Короче, "медийность" - дело такое: куда повернул - туда и вышло.

С "идеями", допустим, сложнее, интереснее - но сама по себе Ольга Бузова никакой "идейности" в спектакль, вне зависимости от пьесы и режиссуры, не привносит. За "идейность" в постановке "Чудесный грузин" отвечает образ главного героя - молодого Иосифа Сталина. Играет которого, между прочим, отнюдь не Ольга Бузова (что было бы еще забавнее, и соответственно, еще "медийнее"!), а Георгий Иобадзе - тот самый, между прочим, что на регулярной основе сотрудничает с Театром Наций, а это, казалось бы, куда хуже в расхожих представлениях предельно порядочных людей и приличиях и достоинстве совмещается с МХАТом им. Горького, чем злосчастый "Дом-2"! - но тот факт, что артист сегодня в "прогрессивном" Театре Наций (под крылом спасибо Роман Должанский что просвЯщаете нас!) выступает, скажем, с прозой Нодара Думбадзе, а завтра, не выходя из образа и, считай, не снимая грима, оказывается на сцене "позорного" МХАТа им. Горького (под сенью Эдуарда Боякова, не успевающего утирать плевки что справа, что слева), не то что не смущает никого - никем, получается, не замечен?! Тогда о чем возможен разговор всерьез? Лучше "давайте повеселимся!", как называется давнишний антрепризный спектакль с участием Л.А.Якубовича, ныне тоже артиста МХАТа им. Горького.

На мой взгляд, если о чем-то говорить, избегая хихиканья в платочек и не впадая в искус "постиронии", то о том, что предложенная некогда театроведом Еленой Ямпольской (с тех пор успевшей переквалифицироваться в депутата и даже председателя комитета) формула - дескать, объединяющих факторов у русских (ну Ямпольской за русских виднее, я ей склонен по данному вопросу доверять...) всего два: Бог и Сталин - в свете "новой медийности" нуждается в частичной, на 50 процентов, пропорционально требованиям дистанционной рассадки, корректировке - объединяющих фактора действительно два, но это: Бузова и Сталин. На первом месте, конечно, Бузова - она-то понадежнее "скрепа"; но Сталина я бы тоже со счетов не торопился списывать.

Сыграй Бузова на сцене МХАТа, ну скажем, в "Горе от ума" или в "Вассе Железновой" - эффект вышел бы несколько слабее; но Бояков рассчитал верно - и формула сработала: Бузова играет в пьесе про Сталина - и такое сочетание, лишь на первый взгляд парадоксальное, дает нужный, запрограммированный результат, и "медийный", и, в том числе, "идейный". Я бы еще попутно вспомнил - а то подзабыли театроведы... - что почти тридцать лет назад, в 1992-м году - казалось бы совсем не ко времени и поперек всех медийно-идейных "трендов" - в МХАТе им. Горького у Татьяны Дорониной вышел спектакль "Батум" в постановке Сергея Кургиняна по пьесе Михаила Булгакова, созданной на заказ к юбилею Сталина (1939), но им же запрещенной (не из политических соображений скорее, а из эстетических - да, у Сталина со вкусом, да боюсь, что и со стыдливостью, с совестливостью было получше, чем у его самозванных идейных наследничков...). Я его в репертуаре по малолетству не застал - говорят, там уже вовсю пели и плясали, в свете чего нынешнего "Чудесного грузина" следует рассматривать еще и по линии творческой преемственности в русле сакральных традиций, идущих от эпохи отцов-основателей Московского Художественного и прочая и прочая театра.

Насчет пьесы, спектакля, а подавно режиссуры... Ну опять же - с начала сезона Рената Сотириади, до прихода в МХАТ им. Горького более известная не постановками, а судебными тяжбами с прежним руководителем Театра на Таганке, мэтром и живым на тот момент театральным классиком Юрием Любимовым (юридическую подоплеку дела я не беру, Юрий Петрович впрямь был не ангел; а этическую не рассматриваю, предпочитая категории "этики" оставлять на откуп глубоко порядочным людям с безупречной репутацией...), она выпускает, на минуточку, уже второй спектакль, где особую роль играет фигура Сталина. И "Чудесный грузин" Андрея Назарова в плане художественного уровня едва ли уступает "Красному Моцарту" Дмитрия Минченка, пусть там Сталин представал благообразно-мудрым, проницательно-ироничным старцем, воплощенным Сергеем Шакуровым -

- а тут и Сталин такой молодой в исполнении Георгия Иобадзе, и остальные пытаются соответствовать, в том числе пресловутая Ольга Бузова.

С другой стороны, неделей ранее довелось мне побывать в Театре Сатиры на т.н. "общественном показе" спектакля Дмитрия Астрахана "Убить папашу" по пьесе Дж.Синга - очень известной, прямо сейчас идущей в МТЮЗе (режиссер Павел Артемьев), а двадцать лет назад гремевшей в РАМТе (постановка Нины Чусовой), но имеющей прямое отношение и к истории Художественного театра, а точнее, МХАТа-2, где она ставилась в 1920-е годы при Михаиле Чехове. Александр Ширвиндт не в пример Эдуарду Боякову рассуждать о "смыслах" и т.п. не очень любит, но будто бы и его что-то в "Убить папашу" засмущало... Почему именно в "Убить папашу", а не в каком-нибудь другом спектакле из репертуара Сатиры - не берусь судить, но на "общественный просмотр" старались зазвать кого могли, виднейшие "общественники" приглашение проигнорировали, подруги Рыжей Люды от возможности что-то еще увидеть бесплатно, днем и веселое, остались в восторге, а я, выходя из театра, думал о том, что окажись спектакль еще хуже - это пошло б ему на пользу, в конце концов, ржачный трэш - несомненно, предпочтительнее унылой херни; в "Убить папашу" возникает проблеск надежды к середине второго акта, когда пьяные ирландки, завернувшись в американские флаги, принимаются отплясывать канкан, а хозяин паба в исполнении артиста Чевычелова, забравшись на бочонок, изображает Статую Свободы - но долгожданный лютый пиздец, обманув ожидания, заканчивается, едва начавшись, и представление возвращается обратно в формат затхлой провинциальной самодеятельности. Примерно с такими же чувствами - то есть разочарованный отсутствием лютого пиздеца, которого ожидал и на который надеялся - покидал я и намоленные стены МХАТа, одновременно радуясь, что окружающие преисполнены впечатлений противоположных моим.

По, с позволения сказать, профессиональному, творческому уровню дистанция между сатирическим "Папашей" и художественным "Грузином" меньше, чем между Садовым кольцом и Бульварным; еще неизвестно, который из двух "бульварнее", если брать пошиб собственно песен и плясок в узком смысле; а в более широком "Грузин" претендует на нечто большее, чем похабный кафе-шантан, тут замах, по крайней мере так говорил Бояков, на "исследование личности Сталина", но к счастью, "исследование" на словах (и, может быть, в голове) Эдуарда осталось, дальше не пошло, по факту дело похабным кафе-шантаном с Ольгой Бузовой и ограничилось, а это занятие, может, и не каждого способное вдохновить, но всяко безобидное (в сравнении хотя бы с перечисленными выше образчиками "маркетинговых" и "медийных" театральных стратегий). Вместе с тем на Ольгу Бузову, особенно попривыкнув - подлец-человек ко всему привыкает - смотреть чисто физически, на мой вкус, не так больно, как на, скажем, Михаила Пореченкова в "Заговоре чувств" на сцене тоже Художественного, но в ином ключе, театра, или Сергея Безрукова в сериалах про Есенина, Высоцкого, далее везде; или Дмитрия Певцова, изображающего под песню Александра Вертинского "маленькую балерину"; про Л.А.Якубовича в рясе и накладной бороде, чтоб недалеко ходить за еще одни примером, я бы лишний раз не вспоминал, но "Лавр", позиционируемый в качестве главного прорыва (коммерческого, творческого, идейного и всякого) горьковского МХАТа при новом руководстве, при всем желании не идет из головы... -

Равно и "Красный Моцарт", к которому у меня с премьеры единственная осталась фундаментальная претензия - разливанное ностальгическое благодушие там не служит чистосердечному прославлению образа Вождя Народов в веках, а напротив, по контрасту оттеняет его зловещую (все-таки) персону и ужасы периода, ознаменованного сталинским правлением. Эта проблема в "Чудесном грузине" успешно решена, точнее, сами собой противоречия сняты, коль скоро Сталин здесь - далеко пока не Вождь, не Учитель, даже не секретарь ЦК партии, а просто удалой молодец, гордость Грузии, чудесный юноша - хоть в пир, хоть в мир, хоть в... Красную Армию.

Сценическая московская сталиниана до такой степени богата и разнообразна, что танцующий лезгинку (настоящую и обязательно кавказскую!) Иосиф Джугашвили - аттракцион из серии "напугал ежа голой жопой", и в этом смысле потенциальный ресурс его "медийности" даже меньше, чем у поющей Ольги Бузовой. Но нельзя не признать - поют и пляшут ряженые грузины под аккомпанемент грузин более-менее "натуральных" в МХАТе лихо; если взять музыкально-танцевальные номера спектакля отдельно от сюжета пьесы и от остальных, русским языком с условно-кавказским акцентом говорящих персонажей - то до ансамбля им. Моисеева, конечно, далеко, но для непрофильного коллектива более чем сносно. К сожалению, песнями и танцами дело тут не ограничилось, да и без двух идейно-медийных "первоэлементов" - Бузовой и Сталина - "Чудесный грузин" не дал бы повода хоть за что-нибудь в нем зацепиться.

Автор "Чудесного грузина" Андрей Назаров, выходивший - строго говоря, вылезавший из партера (артисты тянули его через рампу, как куль, за две руки) на поклоны - дородный наголо обритый дядька с православным значком на лацкане пиджака; откуда взялся - лень думать, а догадаться немудрено; суть, однако, в том, что "Чудесный грузин" основной сюжетной канвой во многом следует булгаковскому "Батуму", шедшему тридцать лет назад на этой самой сцене - а в выходных данных, в пресс-материалах, в интервью создателей постановки имя Михаила Булгакова не встречалось мне ни разу... Между тем достаточно взять в руки собрание драматургии Булгакова (у меня под рукой сборник издательства "Советский писатель", 1991 - не знаю, выходило ли потом что-нибудь полнее и точнее...) и открыть "Батум", чтоб заметить - и фамилиями основных персонажей, и отдельными сценами, диалогами "Чудесный грузин" иногда буквально, а если не дословно, но близко к тексту, но как будто случайно выхваченными, произвольными частями воспроизводит булгаковский "первоисточник". Понятно, что Михаил Булгаков из гроба не встанет, чтоб обвинить Андрея Назарова в прямом плагиате - да и пьесы все же заметно отличаются, не только по композиции, по сюжету, по набору слов, но и задачей, пафосом, ну и формой, жанром (Булгакову в страшном сне бы не приснилось в 1939 году молодость Сталина препарировать через музыкальную комедию...). Но что, кроме прочего, занимательно - Сталина ведь пьеса Булгакова не устроила, и заказной опус, последняя надежда писателя угодить вождю, оказался под запретом сперва непосредственно его главного героя, не допустившего "Батум" на сцену МХАТа; а потом он уже идеологически не пришелся ко двору; ну и - стоит все же отдать справедливость сталинскому чутью на художественную фальшь, пьеска-то у Булгакова впрямь так себе; однако стоит ради такого случая включить фантазию, чтоб представить, как бы товарищ Сталин отреагировал, исходя из своих эстетических понятий, на премьеру Назарова-Сотириади-Боякова, учитывая, что в сравнении с ней злополучный, больше 40 лет пролежавший под спудом, а всплывший единственный раз благодаря Дорониной и Кургиняну в злосчастном горьковском МХАТе, недоношенный текст Булгакова - шедевр вселенского масштаба!

До сих пор не слышал о драматурге Андрее Назарове и не чаю услышать впоследствии - пьеса, им сочиненная сознательно или неосознанно на основе сомнительного булгаковского раритета , беспомощна, придуманная автором "рамка" времен внутрипартийной борьбы на 13-м съезде ВКП(б) - интрига с "завещанием Ленина", т.н. "письмом к съезду", обозначенная куцым наброском и пропадающая впустую - позволяет режиссеру Ренате Сотириаде отдать должное ее пристрастию к кумачовым транспарантам (я его отметил для себя еще в ее "Самоубийце" на Таганке и потом снова в "Красном Моцарте" уже в МХАТе); далее Троцкий, конкурент Сталина за лидерство в партии, и Зиновьев, вынужденный союзник в противостоянии Троцкому, забываются, зато Ленин с Крупской, ущербно-опереточная парочка (у Крупской при каждом появлении какой-нибудь комичный аксессуар наблюдается - то музыкальная шкатулка в руках, то связка баранок на шее) проходят через все действие, разбивая его цитатами из ленинских статей, писем, записей... Ленин еще и превращается в гальванизированный памятник самому себе - тот же же Сталин мудро заметил сразу, что "из мавзолея писем не будет"! Напрямую касающихся Сталина фрагментов на целый спектакль не надергали - хватило на заголовок (формулировка "чудесный грузин" заимствована из ленинского письма) и то хорошо - в остальном пустили в ход опосредованные замечания из "Детской болезни левизны" и т.п., кроме недоумения в этом дивертисменте ничего не вызывающие - но, полагаю, задуманные именно в порядке "исследования" сталинского феномена, а основные события, разворачивающиеся в Грузии начала 20го века (куда после акробатического диванного номера с потугами на эротику переносится Сосо, он же Коба, он же Иосиф, он же товарищ Сталин от законной жены Надежды Аллилуевой к возлюбленной молодости Наташе, которую отбивает у сына хозяина дома, где квартирует подпольно), как бы иллюстрируют ленинские "тезисы".

Самое смешное в "Чудесном грузине", что образ Сталина подается... все-таки не вполне однозначно: в обаянии персонажу Георгия Иобадзе не откажешь - но по сюжету Сосо предстает циничным, двуличным провокатором, который, следуя марксистско-ленинскому (на момент действия еще не вполне сформулированному) тезису "нравственно все, что полезно делу революции", не брезгует подставами, ложью, легко жертвует товарищами-единомышленниками, а чистосердечность проявляет разве что по отношению к возлюбленной Наташе, да и то не уберегает ее от погибели (Булгаков на подобную развязку в "Батуме" не решился). Но докопаться до "противоречий" в "образе Сталина" (даже если кому-то придет в голову и достанет сил "копнуть поглубже"...) за опереточной фанаберией, нагроможденной режиссером Сотириади, невозможно.

Вообще-то я в МХАТ собирался на пресс-показ, вместе с остальным прогрессивным человечеством - но срочно поменял планы, узнав, что в тот вечер Константин Богомолов заменит Виктора Вержбицкого в "Карамазовых", и на "Чудесного грузина" пошел уже на следующий, официально-премьерный день. Так вот когда накануне на "Карамазовых" первый раз вышел Богомолов - то есть вывезли его на каталке в роли Зосимы - зал (где приглашенных не было совсем и почти никто заранее, до прихода в театр, вообще не знал, что он вместо Вержбицкого играет - ведь даже новости на сайте не было! по его, кстати, желанию... чтоб не привлекать внимания... да и билетов не было все равно) разразился аплодисментами - с чем Богомолов долго боролся, призывал отказываться от аплодисментов на выход даже в адрес Табакова в Юбилее Ювелира и вот "на старости лет" сам срубил овацию на выход. Следующим вечером сижу я, значит, на "Чудесном грузине", жду Бузову (естественно), появляется на верхнем этаже декорации Бузова в диадеме из стекляруса - ну, думаю (почитав отзывы театроведов с пресс-показа) щас зал грохнет, частокол мобильников снимающих выставит, и спектакль на пять минут прервется овацией в честь Бузовой... а ее и не узнает никто, не приветствует! Мало того, при первом появлении она даже не поет нарочито фальшиво, а открывает рот под плюсовую фонограмму (дальше то она живьем мяучит), и публика в недоумении, реакции ноль, как будто это не Бузова, а какая-нибудь местная неизвестная актриса. И еще, кстати, там возлюбленную Сталина играет местная актриса - как ее зовут пока не выяснил, но играет и особенно поет она так, что увенчанная лавром Бузова даже пародийно кривляющаяся в роли бездарной кабаретной певички по сравнению с этой служительницей Мельпомены из труппы Художественного театра - просто Мария Ермолова и Каллас в одном лице!

Как будто мало Ольги Бузовой в обличье певички Бэллы Шанталь - а Бузова до натуги старательно изображает безголосую проблядь (старалась бы меньше - выглядела бы убедительнее! но этот образ, не в пример остальным, драматургом и режиссером сочинен поверх булгаковской канвы, дан в развитии - под видом дебилки Бэлла сработала "двойным агентом" и своевременно предупредила Сталина о "провале" явки - надо полагать, с прицелом на Бузову персонально! артистка пытается соответствовать...), в шоу участвуют также сын и сожитель режиссера, а впридачу к ним дрессированная обезьянка. К сожалению, обезьянка Маша еще меньше, чем обезьянка Бузова, своим обезьяньеченьем добавляет действу красочности - ползает по башенке, в которую режиссер поместила "смотрящего батумского порта" Большого Резо, не сразу и заметишь, уж лучше б тогда снова собаку с генами волка на сцену выпустили, как в "Лавре"! Матвей Сотириади в ансамбле с обезьянкой Машей и Ольгой Бузовой тоже малость потерялся... Иван Рыжиков, как и до того в "Красном Моцарте", изображает сверх меры ретивого служаку режима (там уже сталинского, тут пока еще царского) сверх меры самоотверженно, хотя он, по крайней мере, профессиональный актер, и на общем фоне смотрится даже презентабельно. Из второстепенных лиц пьесы колоритным вышел генерал-губернатор - его "прототип" у Булгакова, понятно, зловещий царский пес; не то у Назарова - генерал (Артемий Оя) как истинно русский и православный человек, верный слуга царя и отечества, в душе, да и на словах тоже, страданиям народным истово сочувствует - увы, гармоничному единению народа с царем мешают еврейские коммерсанты, хозяева производства Ротшильды и местные их приспешники-управляющие, в том числе безымянный американец (уже при царе американцы были антисоветчиками и гадили!), но особенно мерзок управляющий ротшильдовских предприятий Вайнштедт, который и православных рабочих угнетает, и православного генерала обманывает, от него, от Вайнштедта, выходит все зло, весь терроризм и вся революция. Что само по себе и не ново даже по московским относительно свежим театральным меркам - у почившего недавно Николая Губенко в "Нечистой силе" по Валентину Пикулю интрига намного интереснее закручивалась, там Николай Второй и вся царская семья с блядующей императрицей - кстати, немкой! - участвовала в заговоре пейсатых жидов по развалу великого и могучего Советского Союза... Боякову, Назарову и Сотириади даже при консультациях геополитика Дугина и литератора-воина Прилепина до таких высот историософской мысли пока еще очень далеко:

Справедливости ради - и управляющий Вайнштедт (Юрий Коновалов), как ни странно, и жандарм Зейдлиц (Иван Рыжиков - у Булгакова, правда, Трейниц, да не един ли херр.. и в звании полковника; Назаровым он разжалован в ротмистры) в пьесу Назарова, пусть не без "мутаций", перекочевали опять-таки из булгаковского "Батума"... Ну хотя а что странного - в 1939 году во всем были виноваты немцы и (тут Булгаков шел уже не от заказа, а от себя) евреи; сейчас добавили американцев (в отношении которых Булгаков допустил политическую близорукость), обезьянку Машу, Ольгу Бузову, Матвея Сотириади, грузинский ансамбль, а местную труппу обучили навыкам лезгинки - пожалуйте, готова "повестка"! Тут бы и развернуться трэшу... Досадно, что авантюрный сюжет назаровской "пьесы"-новодела - пошиба любительской беспомощной и занудной чепухи - попадает в руки недееспособного, элементарными понятиями о ремесле не владеющего режиссера. Говорят персонажи словно участники КВН, "маски-шоу" или прескверного скетч-кома; выглядят как ряженые драмкружка в костюмах из подбора; поют и танцуют, допустим, получше - видно, что здесь приложили руку узкие специалисты; но фабула и характеры, драматургом взятые словно из будней "кавказской инспекции" пост-перестроечных 1990-х ("здесь все по-серьезному", да...), в сочетании с национальным грузинским, а заодно и цыганским и впридачу турецким, персидским и проч. колоритом (чтоб два, три и т.д. раз не вставать) дает эффект, обратный задуманному: не красочности добавляет, а разваливает без того хлипкую конструкцию пьесы напрочь. Подпольщики-марксисты ведут борьбу с мировым капиталом (в лице, скажем, местных Ротшильдов), не выходя из-за стола, без отрыва от хорового пения и тостов, не выпуская стаканов с вином из рук - якобы ради конспирации! Музыканты, поющие и танцующие артисты, тщательно по мере сил сопровождают всякий поступок основных персонажей. Заглавный герой декламирует возлюбленной стихи, а обезьянка Маша в роли обезьянки ползает по башенке-беседке на самом верху многоэтажной декорации, украшенной резьбой по дереву и коврами. Ржачный трэш грозит обернуться тоской и скукой... Чтоб винить в том персонально Ольгу Бузову - остатки человечности надо потерять: в таком спектакле, как "Чудесный грузин", у Назарова и Сотириади что Иобадзе, что Бузова, что обезьянка Маша, что грузины, генералы, жандармы, евреи, цыгане - все примерно в равной степени "чудесно" выглядит.

И совсем радостно стало к концу - аж два раза: когда из распахнувшихся створок "батумской" декорации выехала барабанная установка и рокеры в бурках с газырями заголосили под электрогитары что-то на английском, а на картонные фасады Батума пошла черно-белая видеохроника разгона демонстраций; и под самый занавес, когда товарищ Сталин, обращаясь в зал МХАТа как бы к делегатам 13го съезда ВКП(б), попросил об отставке с поста генерального секретаря партии, а в ответ получил единогласную поддержку овациями и криками "браво!". Влюбленная и через любовь свою погибшая Наташа в ответ на предупреждения - дескать, Сосо опасен, он, может, и людей убивал... - заявляет прямо: "Пусть грабил, пусть убивал.. - он настоящий!" В какой мере Сталин у Иобадзе-Назарова-Сотириади-Боякова получился "настоящий" - не мне судить, но ясно, что не "исследовать" надо Сталина; надо Сталина любить; умом Сталина, как и Бузову, не понять; в Сталина, как и в Бузову, можно только верить. Лично я спокоен за Сталина безусловно, а за Бузову на премьере выступила группа поддержки из стайки юных геев - до прихода в православно-самодержавный МХАТ на роль в исторической пьесе артистка больше выступала по определенного рода клубам и лавры певицы стяжала там - их набежало относительно немного, десятка два, но все нарядные, с букетами, и по сердцу эта картина всем любящим русский народ.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment