Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Солярий для масонов ("Волшебная флейта" В.-А.Моцарта в Большом театре, реж. Г.Вик)

Когда, проломив испещренную граффити стену, на авансцену вывалился Тамино в трусах, а за ним - три бабы в ментовской форме, которые, тут же сбросив куртки и фуражки, попытались бездыханного Тамино изнасиловать, мне сплохело так, как не плохело со времен незабвенной "Аиды" Чернякова.



Но все оказалось не так страшно, скорее, даже, наоборот. То есть, конечно, Грэм Вик переодел героев Моцарта в новомодные одежки, но, во-первых, сделал этот растиражированный прием достаточно оправданным, а во-вторых, выбрал для своей "интертрепации" "Волшебную флейту", оперу сказочную и, несмотря на все ее масонские заморочки (а сюжет 2 акта попросту воспроизводит масонский ритуал инициации) комическую, условно-фантастический антураж которой более открыт разного рода инсинуациям, нежели героико-романтические древнеегипетские страсти "Аиды" или древнегалльские - "Нормы", которую недавно изнасиловали два немца из Штутгарта в "Новой опере":
http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/426084.html?mode=reply

В результате спектакль Вика напоминает не то мюзикл "Метро", не то "Город грехов" Родригеса. Только гламурно-глянцевый и декадентский, а больше похожий на феллиниевский Рим - трагикомический вечный город, населенный жуликами, бродягами, проститутками и клоунами. В "Волшебной флейте" Вика ночной мегаполис предстает своего рода "волшебным лесом", полным чудовищ и уродцев, обманов и опасностей (сразу вспоминается "Чудесный мандарин" Бартока - но там эта тема заложена в оригинальном либретто, правда, Барток "Мандарина" в 1946-м, кажется, написал). В конфликте находятся две противоборствующие силы.

С одной стороны - Царица Ночи, она же Королева Звезд - судя по всему, мафиозная дамочка, которая держит в кулаке правоохранительные органы (собственно, те очумелые ментовки, которые Тамино сначала спасли, а потом пытались изнасиловать, в оригинальном либретто были дамами из ее свиты). Карина Сербина в партии Царицы Ночи очень эффектно выходит из черного бумера, кутаясь в белое манто и боа из горностая, хотя ее вокал, особенно в первом акте, мне не понравился совсем. У Царицы похищена дочь Памина - она находится в заточении у ее врага Зарастро.

Зарастро, с другой стороны - тоже, вероятно, мафиози, но более благопристойный (плотненький такой, в строгом костюме). И почему-то окружен циркачами - может, просто человек с творческими наклонностями (и у мафиози такие бывают), а может, для маскировки (или я чего-то не уловил в идее режиссера). Один из его клоунов - мавр Моностатос - и охраняет похищенную Памину, при этом грязно ее домогаясь. Вячеслав Войнаровский, поющий Моностатоса, в широченных клоунских штанах на подтяжках и огенно-рыжем парике из двух клоков волос с лысиной посередине уморителен (чувствуется школа Евгения Петросяна, поскольку Войнаровского уже давно чаще видишь в "Кривом зеркале", чем на сцене Большого), но поет крайне неважно. Но это не новость, к тому же хуже всех в музыкальном плане в Большом, как всегда, оркестр: с "слишком большим количеством нот", на что Моцарту указывали еще при его жизни, оркестранты не справляются физически.

Тамино и Папагено - очень достойные образы. Папагено - бомжеватый маргинал в красных испачканных трениках с лампасами, но это лучше, чем если бы он был, как обычно, "чудом в перьях" (тогда бы неизбежно напоминал Киркорова, которые несколько лет назад пел куплеты Папагено в Голубом огоньке - а это даже для оперных режиссеров-радикалов чересчур вызывающе). Вообще, надо признать, у Вика все сходится. Масонские и мафиозные ритуалы обнаруживают замечательные совпадения, с той только разницей, что Храм Света и Мудрости из оригинального либретто превращен Виком в солярий, где в зеленоватом свете ламп загорают в одних плавках мальчики из миманса Большого, в связи с чем уместно вспомнить другой образцово-показательно современный оперный спектакль - вагнеровский "Летучий голландец" Конвичного с его фитнес-клубом во 2-м акте:
http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/130113.html?mode=reply
И, честно говоря, мальчики под лампами на меня произвели еще более благоприятное впечатление, чем девочки на велотренажерах. Это красиво, но еще и концептуально: современное понимание Света Мудрости сводится к необходимости ухода за собственным телом!

Так что по сравнению с обещанным (а обещали поющих львов и поле из подсолнухов) увиденное скорее порадовало. (Услышанное - в несколько меньшей степени). Жалко, что Вику все-таки не хватило фантазии пойти совсем уж до конца: Волшебная флейта, которую Царица Ночи вручает Тамино - это всего лишь обычная настоящая флейта. А ведь мог быть милицейский свисток - и смешнее, и концептуальнее!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments