Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Первопечатник Иван Федоров" реж. Георгий Левкоев, 1941

Очень патриотическое кино - о том как прогрессивный царь-державник вводил опричнину чтоб спасти страну и просвещение а бояре с попами ему мешали и приходилось их немножко пытать. Хронометраж всего 45 минут и непонятно - то ли работу бросили на половине, все-таки 1941-й год стоял на дворе (хотя, казалось бы, именно для веселого патриотического кино самое время!! "Свинарку и пастух" вовсю доделывали после начала войны), то ли было задумано так, что картина завершается изгнанием Ивана Федорова с его ближайшим помощником Петром Мстиславцем из Москвы после спровоцированного монахами пожара лютой зимой. О том, что Иван Федоров направится во Львов, в 1941 году, вскоре после вооруженного захвата в союзе с друзьями-нацистами Восточной Польши, русские предпочитали еще умолчать, поскольку только мечтали пока, что Львов им тоже удастся заново оккупировать и аннексировать, и значит Иван Федоров в некотором роде выходит политэмигрантом...

Бородачи-патриоты, просветители (Николай Дорохин в роли Ивана Федорова, его сподвижника Петра Мстиславца играет Всеволод Санаев) и верные слуги поддерживающего их монарха-зиждителя - первопечатники, равно как, впрочем, и сам царь Иван (в исполнении артиста Шпрингфельда, сыгравшего более ста ролей в кино, а прославившегося в основном посмертно ролью связанного с бандитами гардеробщика "России" - концертного зала - в комедии "Джентльмены удачи"), и бояре-предатели, и верные опричники во главе с благообразным Малютой, изъясняются кондовым языком раннего соцреализма, который правильнее назвать, по аналогии с архитектурным и живописным стилями, литературным "сталинским классицизмом".

В картине, кроме шуток, много "жизненного" - узнаваемого и задним числом по сведениям из не столь давней, как времена Грозного, истории, современной создателям фильма, и по самой новейшей, сегодняшней политической ситуации. Но гораздо интереснее теперь наблюдать, как сервильные интеллигенты в разные времена халтурно переписывают исторические сюжеты сообразно колебаниям политической линии. К примеру, в фильме 1941 года митрополит Колычев (забавно, что между делом актер Сергей Днепров успел еще и заодно шута царского изобразить!) - исчадье ада, обскурант и заговорщик-отравитель, мешающий прогрессивному царю Грозному вводить просвещение на руси; а вот у Павла Лунгина в не столь давнем "Царе" тот же самый митрополит (сыгранный Олегом Янковским) - напротив, оплот просвещения, которому ставит палки в колеса погрязший во грехе гордыни и утерявший связь с реальностью царь-маньяк (в исполнении воцерковленного рокера Петра Мамонова)... И сколько еще было между этими фильмами промежуточных вариантов с отклонениями во все возможные стороны!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments