Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

силой квантовой гравитации: "Сотворение мира" И.Гайдна, компания "Фура дель Бауш", реж. К.Падрисса

Определенно рассчитанный на формат "опен эйра" и демократического, массового (к тому же, скорее всего, бесплатного для любых желающих и просто гуляющих, случайно мимо проходящих) зрителя мероприятия, более того, игравшийся на палубе корабля, паруса которого, собственно, и должны в идеале по замыслу режиссера служить элементами панорамного экрана-трансформера для видеопроекций, спектакль немало потерял и от переноса в обстановку академического концертного зала, пускай однозначного лучшего из всех московских для такого случая, и от превращения из общедоступного праздника на свежем воздухе в пафосный торжественный вечер открытия Чеховского фестиваля с "избранной", еще и числом ограниченной (порядок "социальной дистанции" никто не отменял) публикой... Выиграл он, пожалуй, лишь в части музыкального качества - на городской улице или набережной едва ли так хорошо прозвучала изумительная оратория моего любимого Йозефа Гайдна, даже с поправками на то, что фестивальные гости внимали гармониям венского классика порой с вполне уличной развязностью.

Хавьер Улисес Иллан - дирижер мне ранее неизвестный, годами он моложе меня, специализируется на музыке барокко и "исторически информированном исполнительстве", несколько лет руководил "образовательными программами" мадридского Театро Реаль, где много ставил режиссер Карлуш Падрисса. Едва ли уместно говорить об "исторической информированности" применительно к тому, как исполнена оратория Гайдна в шоу Падриссы усилиями ГАСО им. Светланова и хора им. Минина, но свою задачу оркестранты выполнили честно, хористы выступили еще и в функции перформеров. Солисты (сопрано Альба Фернандес Кано - Гавриил/Ева; уроженец Ашхабада тенор Довлет Нургельдыев - Уриил; и особенно баритон Тони Марсоль - Рафаил/Адам) также работали на подобающем заданному формату уровне вокала - вряд ли здесь требовалось лучшее пение - зато проявляли недюжинную артистическую самоотверженность, поскольку петь им приходилось то подвешенными на тросе крана, то высовываясь из наполненного водой аквариума.

Карлуш Падрисса - умница, режиссер с фантазией и вкусом, его спектакли (очень разные по музыкальному материалу, масштабу и жанру, от "Возвышения и падения города Махагони" Вайля-Брехта до "Маленького Арлекина" Штокхаузена) в Москве показывали на протяжении последних лет; а эпичных и фантасмагорических "Троянцев" Берлиоза за время "карантинного сезона" можно было увидеть онлайн в записи; но "Сотворение мира" в силу опять же исходного формата вряд ли претендует на большее чем красочная, зрелищная иллюстрация к партитуре Йозефа Гайдна. За красочность и зрелищность отвечали упомянутые кран с тросами (сперва на них раскачивались "архангелы", затем Адам с Евой), пресловутый "тысячелитровый" (ну не знаю, объем не замерял, на глазок поменьше, помельче будет) аквариум - в эпизоде "третьего дня творения" извлеченному оттуда "ихтиандру" делали на авансцене искусственное дыхание, а на "пятый день" баритон имитировал под водой движения "медузы", то и другое смотрелось забавно... - а также белые надувные шары на веревочках в руках у хористов, складывающиеся то в кучевые облака, то в подобие спиралей ДНК...

Вот что касается последнего наблюдения и в целом рациональной, интеллектуальной "концепции", без которой предпочтительнее, думается, было обойтись вовсе, тут, конечно, испанское "Сотворение мира" вызывает вопросы, а точнее даже, неизбежно провоцирует скептическую усмешку. Во-первых, следуя новейшим тенденциям - и не столько художественным, стилистическим, сколько идеологическим, а попросту сказать, политическим - создатели шоу в своей "иллюстрации" стараются примирить библейскую креационистскую космогонию с современной "научной" эволюционистской, что и так-то затея безнадежная сама по себе, а на основе оратории Гайдна, базирующейся в свою очередь на каноническом религиозном сюжете, и вовсе нелепая. Во-вторых, призванные добавить "актуальности", "злободневности", созвучия текущей "повестке" мотивы, связанные с беженцами-мигрантами, и считываются плохо (не знаю, как в уличном, а в концертно-академическом формате они почти не считываются, если честно), и выглядят неуместно; плюс к тому "дети разных народов" (художник по костюмам Клара Сулла), которых изображают оснащенные электронными планшетами хористы (по необходимости подсматривая в них вокальные партии, в остальных ситуациях используя свет планшетных экранов как часть общего визуального ряда) - это история уже откровенно более поздняя в библейской хронологии, события, последовавшие не только за грехопадением и изгнанием из Рая, но и за Вавилонским столпотворением и смешением языков. Подобное "смешение" в рамках "Сотворения мира" кажется, мягко говоря, неубедительным, не уточняя уже лишний раз, что без того несколько наивная, при разнообразии задействованных технологических приемов, иллюстрация хрестоматийной Священной истории, разбавленная псевдо-злободневной, на деле абсолютно дежурной и никчемной "публицистикой", еще сильнее отдает "елкой" в деревенском клубе; уж во всяком случае проходы по залу перформеров с разнокалиберными шарообразными фонарями, воспроизводящими (насколько я уловил) планетарную конструкцию Солнечной системы - это совсем любительский, самодеятельный уровень мышления (хотя светильники, допустим, красивые, цветные).

Наконец, видеопроекции на экранах-"парусах" - абстрактно-орнаментальные, они могли бы создавать неплохой фон сценическому действию, но вдобавок к компьютерной анимации туда выводится текст, специально для шоу сочиненный неким Мишелем Салимбени (профессор парижского Института Жана Никода... - никода не слыхал о нем тоже). Тексты англоязычные, так что, в принципе, нетрудно их проигнорировать, но в программке дается перевод на русский. Вот такую преамбулу, к примеру, имеет эпизод "первого дня": "В начале наша вселенная была сжата. Время не существовало. Энтропия. Пространство не существовало. Под силой квантовой гравитации материя распадалась". Как формулируют в по аналогичным поводам фейсбучные театроведы - "спасибо, что просвЯщаете нас!" - но уж коль скоро действо идет под музыку, да под музыку Гайдна, да в том числе на аутентичные библейские стихи (их поет хор ангелов, здесь превратившихся в беженцев...) "И Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет", отсылки к "квантовой механике" (при всем уважении к людям ученым...) совсем ни к чему, а подавно столь корявым языком высказанные.

"Понимание означает возможности. Возможности - это конкретные сущности"...  Кто-нибудь понял, о каких сущностях речь? Я похожую фразеологию у фейсбучных театроведов нередко встречаю, но там она хотя бы к "конкретным сущностям" отдельно взятых спектаклей прилагается, а тут бери выше, Сотворение Мира, и на тебе: "Западная цивилизация. Прогресс. Кризис. Пост-истина. Это провал. Мы потеряли идентичность" и т.п. (цитирую дословно, выписываю из буклета) - куда там архангельскому пению: "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее..." (этот стих следует за "пост-истиной" сразу). Ну и к "седьмому дню творения" замечательная, характерная "подводка": "Природа сама себе и мать, и дочь. И сколь благодарны плоды природы. Природа есть невинность. Невинность есть жизнь". Я не астрофизик, не биохимик, я даже не простигосподи театровед - возможно, природа сама себе и невинность, а понимание означает возможности сущностей, но глядя на поющих по-немецки "беженцев" с планшетами и внимая попутно замечаниям парижского философа, вместо благодарности Богу за Сотворения Мира "под силой квантовой гравитации" крепнет подозрение, что оно трудов не стоило. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments