Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Ecce ancilla Domini: "Тоска" Дж.Пуччини в Большом, реж. Стефано Пода, дир. Даниэле Каллегари

Если не ошибаюсь, предыдущая "Тоска" была рекордсменкой по долгожительству в репертуаре Большого театра - не считая разве что "Бориса Годунова" Баратова-Федоровского-Голованова, но того неоднократно восстанавливали заново после длительных перерывов, а "Тоска", дирижером-постановщиком которой числился еще Марк Эрмлер, с начала 1970-х шла на сцене, кажется, практически беспрерывно, и лишь недавно была снята окончательно, чтоб почти сразу уступить место новой. Впрочем, "новизна" спектакля от тандема итальянцев Стефано Пода (он же и сценограф, и художник по свету) с Даниэле Каллегари весьма относительна - по формату их "Тоска" сродни "Дону Карлосу" Эдриана Ноубла и наряду с ним, пожалуй, органичнее вписалась бы в позолоченно-краснобархатный антураж Исторической сцены, куда можно было бы впоследствии приглашать на отдельные партии (едва ли требуя дополнительной режиссерской работы с исполнителями...) звезд статуса Пласидо Доминго и т.п., премьера же выходит на Новой сцене, где ей как будто тесновато...

Между тем от декоративной красоты оформления больно глазам и даже в прямом смысле - когда, скажем, ренессансный купол церкви разворачивается неоновой изнанкой... Вся многоэтажная выгородка уставлена беломраморными статуями в стеклянных нишах-"витринах". С колосников к финалу первого акта спускается гигантский "царь-колокол", а из-за кулис выкатываются пушки помельче калибром, но поболее числом, и как бы стреляют прямой наводкой в зал (жаль не боевыми ядрами!!); в третьем акте чудесное явление колокола, но уже перевернутого вверх дном, повторится и дополнится колоссальным обломком белого крыла, заставляя гадать, каких размеров мог быть этот ангел целиком... Хоровая массовка - детская и взрослая - обильно приросла нарядным мимансом, постоянно кто-то бегает, суетиться, либо чинно замедленно шествует, но все при деле, на месте не стоят: празднично одетые церковные "служки" (среди них немало девочек в соответствии с актуальными гендерными тенденциями), стражники в шлемах с красными перьями и участники религиозной церемонии в первом акте; придворные дамы в немыслимых кринолинах и подручные Скарпиа во втором... Короче говоря, есть на что посмотреть... Правда, коль скоро это уже вторая с начала сезона московская "Тоска", то при всех неизбежных вопросах к постановке Дмитрия Бертмана в "Геликоне", сравнивая ее невольно с премьерой Большого, задумаешься про себя, что же все-таки предпочтительнее, сомнительная концепция, как у Бертмана -

- или полное отсутствие какой-либо... Особенно если учесть, что на оркестровую мощь дирижер не скупится, и, к примеру, неокрепшему голосу Ильи Селиванова в партии Сполетты за оркестром непросто быть услышанным; да и Олегу Долгову в партии Каварадосси надо будет поднапрячься; вообще по части вокала Скарпиа-Эльчин Азизов оказался покрепче; а драматически, пластически, мизансценически для Каварадосси и Скарпиа режиссер предложил одинаково немного возможностей себя проявить; Динаре Алиевой в заглавной партии больше повезло - ей приходится немало двигаться полураспластанной по сцене и петь в положении лежа, а убивая Скарпиа, сначала Тоска в него стреляет, но как-то немножко мимо, так что затем для верности его закалывает еще и кинжалом.

Зато с помощью активно используемых подъемников и люков в полный рост демонстрируется на протяжении второго акта роскошь представления кантаты с участием Тоски и ужасы пыточных застенков, где терзают Каварадосси; в третьем, напротив, люк скрывает трагическую кончину героя и выносит его на поверхность сцены обратно уже бездыханным - при том что зловещая "расстрельная команда" в черных балахонах и со спрятанными за полупрозрачной черной тканью лицами остается на сцене без вооружения; пистолеты в их руках появятся, только когда придет их черед расстреливать... саму Тоску, но подобная жестокость окажется не по силам и отпетым злодеям, вслед за ней они тоже попадают как подкошенные - уж не стыдом ли? да полно, откуда... - под лязг брошенных сверху цепей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments