Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

береги бубенчики: "Король Лир" У.Шекспира, Небольшой драматический театр, СПб, реж. Лев Эренбург

Единодушное неприятие спектакля всем синклитом больших и маленьких любителей искусства вместе с театроведами и экспертами, смотревшими питерского "Короля Лира" накануне, в известном смысле вдохновляло, стимулировало не просто сходить и увидеть его собственными глазами, но и не сбегать по примеру иных в антракте, сколь бы не оказалось тяжким зрелище. А все же по правде говоря, волю в кулак понадобилось собрать - при том что я вроде зритель привычный и ко всему, и конкретно к творчеству Льва Эренбурга: сперва оно безвкусным и по видимости бессмысленным своим физиологизмом меня отталкивало - "На дне" и особенно "Иванов" просто встали поперек горла - но все резко переменила магнитогорская "Гроза", которую я не просто пересматривал, но после которой и "На дне" со второго раза воспринял иначе, нежели в первом приближении. Однако далее спектакли Эренбурга в его собственном Небольшом драматическом театре казались бледной копией, разбавленной версией ранних постановок, а то, что Эренбург делал в московских репертуарных театрах - "Вассу Железнову" и "Преступление и наказание" в МХТ, "Бесприданницу" в Маяковке - и вовсе не вызывало отклика, ну как будто и терпимо, и смотрибельно, не более того. "Король Лир" с этой точки зрение - гораздо "более того", "более всего", наверное, последний раз Лев Эренбург так на меня с времен "Иванова" не действовал; действие это, допустим, негативное - и все же хотя бы и отвращение я в театре предпочитаю равнодушной скуке.

Представление начинается на сцене, буквально увешанной только что не гроздьями на веревках болтающимися трупами - в антракте их уберут, но к финалу к горе мертвых тел добавится еще одно висящее (и уже не кукольное, а "живое"!), во рту которого голубка совьет гнездо, отложит яйцо и выведет птенца: то есть жизнь продолжится бесконечно, как бесконечна череда жестоких насильственных смертей в борьбе не то что за трон, корону или землю, а практически за существование, за выживание, война всех со всеми без победителей... Для историософской концепции, допустим - вторично и мелко; но как повод для гиньоля с обильным кровопусканием и расчлененкой - годится! Самый замысловатый, эффектный и на свой лад эффективный способ членовредительства находит Регана, выкалывая глаза рюмкой (!) Глостеру. Но и остальные не остаются в долгу, начиная с Лира, собственноручно зарезавшего шутиху, здесь это женский образ, что, впрочем, тоже само по себе и не ново... - зато каждый режиссер вынужден так или иначе решать проблему, куда исчезает после "сцены бури" шут, и Лев Борисович делает ход сообразно привычным своим установкам радикальный: смертельно раненый полоумным стариком, который и сам тут больше похож на шута, страдающего к тому же дислексией, его травести-спутник, попрыгав, покривлявшись, отправляется в общую кучу мертвецов.

Другое дело, что и поступки Лира, и реакции на них остальных персонажей носят в меньшей степени осмысленный, рациональный, а в большей спонтанный, психопатологический характер: трагифарс с участием поголовно безумцев и нервнобольных, причем не в возвышенном, высокопарном, философско-поэтическом, но в узко-медицинском смысле, может производить некоторое внешнее впечатление (ну это уже дело вкуса, не говоря уже лишний раз о каламбурах типа "королевский ранет"...), но не дает ни повода, ни информации к размышлению. Оттого настолько бесполезными, никчемными, да и стилистически неуместными звучат - в отличие хотя бы от спектаклей Бутусова или Богомолова, обращавшихся к трагедии Шекспира неоднократно - вставные цитаты из прочих текстов того же автора и не только; и задуманный, вероятно, смысловым контрапунктом мотив, связанный с образом голубки (а он и через текстовую композицию проходит как сквозной! очень неорганично, как мне показалось...) из такого эстетического контекста - чернушно-фарсового, гиньольного, балаганного, с нарочито "дешевыми" псевдо-старинными костюмами, гульфиками и париками, с клоунским гримом на физиономиях "трагических" героев - выпадает напрочь.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments