Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

в борьбе различных двух начал: "Дурочка" Л.де Вега в театре им. Вахтангова, реж. Анатолий Шульев

Непритязательный внешне и по видимости простодушный, заглавной героине подстать, спектакль Анатолия Шульева действительно не поражает новизной формальных приемов, броскими технологическими находками - и это редкий случай, когда "шлифуя" постановку перед премьерой на правах худрука театра Римас Туминас в работе своего магистранта не добавлял, а убирал - так что на зрительский успех "Дурочке" рассчитывать проще, чем на одобрение больших любителей искусства вкупе с театроведами, не говоря уже об экспертах. Красной деревянной изгородью, на брусьях которой постоянно балансируют герои, обозначено, словно ринг, условное пространство, скупыми приметами быта опосредованно привязанное к первой половине 20го века (пишущая машинка, проигрыватель, фотоаппарат на треноге) - впрочем, историзм, а подавно этнографизм тут важны менее всего, от налета "старины" и привкуса "испанщины" вахтанговская "Дурочка" (сценография Мариуса Яцовскиса, костюмы Марии Даниловой, композитор Полина Шульева), по счастью, свободна.

Кстати, я-то испанского не знаю, а кто знает, уверил, будто дословно, с учетом семантических нюансов, название пьесы переводится не просто "Дурочка", но "Девочка с приветом", героиня, стало быть, если это верно, не столько "глупая" или, как ее называют по-русски у Михаила Донского, "тупица", сколько "странная". Не так уж редко ставят эту комедию - я за свою жизнь вижу как минимум третью сценическую версию - и можно повернуть сюжет так, что Финея, главная героиня, изначально симулирует глупость, потому что ей так удобнее, а можно превратить ее в патологическую идиотку, опять же либо смеха ради исключительно, либо сделать из нее трагическую героиню, блаженную, жертву злобного окружения и неправедного общественного устройства (наподобие, скажем, Ивонны из модернистской пьесы Гомбровича, которую на вахтанговской сцене некоторое время назад ставил Владимир Мирзоев). Анатолий Шульев в этом смысле тоже ничего экстраординарного и концептуального, похоже, не предлагает - "дурочка" Финея у него в исполнении чудесной Екатерины Крамзиной искренна как в своей ограниченности, так и в безграничной влюбленности, которая вдохновляет ее на мелкие "хитрости"; в то время как "умная", или, сказали бы сейчас, "интеллектуалка" Ниса, которую играет Ксения Кубасова, просто ходячее, и несколько даже карикатурное, "горе от ума". Но интересным и неожиданным выходит по сути - уж не знаю, в какой степени сознательно для режиссера - расклад внутри основного квартета персонажей.

В силу того, что поэт и хитрец Лауренсьо, от бедности, но как бы "по благородству" предпочитающий "дуру" с приданным "умнице" без денег, у Константина Белошапки получился как раз не двусмысленным, с примесью авантюризма (если не подлости) прощелыгой, а весьма привлекательным и ярким, полноценным романтическим героем, тогда как горе-жених Лисео, обрученный изначально невесте-"дуре", но влюбившийся с первого взгляда в "умную", показан Александром Галочкиным - и вот это, несомненно, осмысленное режиссерское решение образа, может быть, ключевое для восприятия спектакля в целом - туповатым "солдафоном" (если уж возникла ассоциация с "Горе от ума", то чем-то он напоминает Скалозуба), то получается, что "дурак" хочет "умную" (а та еще и кочевряжится!), тогда как "умнику" подавай влюбленную в него без памяти "дуру", но желательно, конечно, с деньгами впридачу... и это, в общем, забавно!

Хотя надувная рыбка на веревочке ("хищницей-сиреной, прельстительной полурыбой" в пьесе разгневанная Ниса зовет свою сестру Финею) под приятную музычку в любом случае отвлекает на себя внимание с куда большей легкостью, чем какие угодно тонкости актерской игры (Екатерина Крамзина и Константин Белошапка по этой части на высоте, а на Олега Форостенко всегда приятно смотреть, и в роли опутанного интригами "дурочки" отца, которая с начала сезона для актера, кажется, уже четвертая премьера, тоже) или, буде таковые все же имеются, а я их не сам для себя по ходу выдумал, усложняющие фабулу режиссерские подтексты.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments