Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Таинственная стена" реж. Ирина Поволоцкая, Михаил Садкович, 1967

Никогда раньше не слышал об этом интереснейшем фильме, узнал про него благодаря "космической" киноретроспективе в "Иллюзионе", на которую, правда, сам не ходил, зато в интернете посмотрел картину с большим увлечением. Прежде всего "Таинственная стена", не в пример обыкновенной и, как правило, "подростковой" советской кинофантастике - прям настоящее "кино-кино", при этом чисто "шестидесятническое" по эстетике, по стилистике, особенностям драматургии, "картинки" и ритма; с этой точки зрения она ближе к какому-нибудь "Июльскому дождю" или "Девяти дням одного года", нежели к "Отрокам во Вселенной" или "Через тернии к звездам".

В основе сюжета, положим - типичное для "научной фантастики" допущение, будто инопланетный разум воздвиг посреди тайги некое мощное электромагнитное поле, вставшее стеной и перегородившее определенный участок территории, внутри которого, однако, могут вполне сносно обитать люди. Эта "стена" то исчезает, то снова появляется с четкой периодичностью - так что вызывает переполох в научной среде, да и общество в целом взволновано. Фильм начинается с пресс-конференции в Москве, откуда под руководством ученого-грузина Андрея Эрдели (национальность героя Ираклия Учанейшвили потом оказывается важной...) направляется на место событий, чтоб сменить уже присутствующую там группу специалистов, в составе экспедиции оказывается и невеста Лена начальника прежней группы Ломова (Татьяна Лаврова и Лев Круглый - знаковые лица "шестидесятнического" кинематографа). Ну а на месте, разогнав подальше от "запретной зоны" туземных подростков-школьников, "ученые", пытаясь войти в "контакт" со стеной, переживают "видения", каждый собственное.

От "Соляриса" Лема до "Буранного полустанка" Айтматова схема используется та же, и не столь важно для подлинной, нравственно-психологической проблематики, какова физическая природа явления, с которым люди "контактируют", инопланетяне это или что другое, без разницы. Важно, что даже циничному рационалисту, объехавшему весь мир, что по тогдашним понятиям едва ли не фантастичнее встречи с пришельцами из космоса - к тому же в офицерском звании, и то ли он обычный военный, а то ли "на секретной службе" - персонажу Андрея Миронова по имени Валентин (одна из самых неординарных киноролей актера, по-моему!), вдруг оказавшемуся на корабле в открытом море, является загадочный улыбчивый путешественник-одиночка (Валентин Никулин), не то "марсианин", не то просто "иностранец", затерявшийся в нейтральных водах и "спасенный" советскими моряками; а грузину - земляк-пенсионер, крепкий и мудрый старик; и т.д. Здесь "контакт" с "таинственной стеной" - лишь метафора внутренних конфликтов для всякого из героев, шанс разобраться в себе, в своем прошлом, настоящем, в отношениях с окружающими, не исключая и семейно-любовные. Сопровождаются "путешествия в параллельный мир" авангардистским симфоническим саундтреком от Сергея Слонимского.

"Таинственная стена" по сценарию Александра Червинского в этом смысле к "научной фантастике" имеет не большее отношение, чем появившиеся несколькими годами позднее "Фантазии Фарятьева" Аллы Соколовой, где заглавную роль в экранизации Ильи Авербаха, мечтателя Фарятьева, воображающего себя вместе с остальным человечеством потомком застрявших на Земле инопланетян, гениально сыграл все тот же Андрей Миронов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments