Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

из ушей идет деторожденье: "Школа жен" Ж.Б.Мольера-Д.Быкова в театре Маяковского, реж. М.Карбаускис

Строгие графичные мизансцены вписаны в аскетично, без украшательства и помпезности решенное, но масштабное и подвижное, динамичное пространство из портиков и пандусов (художник Зиновий Марголин), костюмы (Марии Даниловой) подстать декорациям монохромные и единственным на серо-черном фоне цветным пятнышком оказываются красные каблуки (!) ботинок Арнольфа, престарелого опекуна, решившего жениться на юной воспитаннице Агнесе, но вынужденного согласиться на ее брак с возлюбленным подобающего возраста Орасом.

Молодые герои милы, хотя образ Агнесы (Наталья Палагушкина) сводится к единственной краске плаксивой наивности, а ее жениха Ораса (студент-выпускник мастерской М.Карбаускиса в ГИТИСе, уже активно занятый в репертуаре театра Станислав Кардашев) к искренности и живости, вторых планов за их характерами не просматривается. Гораздо сложнее ревнивый опекун Арнольф в исполнении Анатолия Лобоцкого - в нем не окончательно потеряно лирическое начало, но он остается посрамленным комичным старцем (совсем притом не дряхлым на вид, пускай к концу первого действия не в силах поднять с пола камень, он вынужден смешно, по-пенсионерски прибрать его в сетку-авоську), то есть это единственный сколько-нибудь неодномерный, противоречиво развивающийся персонаж. Слуги Жоржетта и Ален (Ольга Ергина и Роман Фомин) не комикуют и не впадают в фарсовый тон, а Кризальд, "резонерствующий" герой Евгения Матвеева оттеняет дидактику самоиронией.

Ровный, стильный, кому-то местами способный показаться малость занудливым спектакль, едва ли претендуя на сенсационность, был бы всем хорош, но для меня все-таки, к сожалению, его безнадежно, к тому же изначально портит адаптированный текст Дмитрия Быкова - корявыми рифмами и местами труднопроизносимыми пассажами с потугой на юмор ("из ушей идет деторожденье" и т.п.), квазиинтеллектуальными реминисценциями уровня сельской библиотекарши ("я к вам пишу, чего же боле...",  далее везде), сомнительного вкуса каламбурами (вплоть до обсасывания реприз типа "я ему дала...", ну вот буквально так, разве что не "тракториста полюбила, трактористу я дала" и "мимо тещиного дома я без шуток не хожу"...). Добро б еще эксклюзивные вирши - но эта версия "Школы жен" уже давно поставлена: премьера в Театре п/р О.Табакова, случившаяся еще при жизни отца-основателя, запомнилась - название остается на афише "Табакерке" по сей день! - интересной актерской работой Александра Семчева; правда, режиссер Александр Хухлин, придумав семчевского Арнольфа как персонажа в первую очередь трогательного, не столько мелочного интригана, сколько жертву чувств и обстоятельств, перебрал с сентиментальностью, комедия отчасти развалилась, а надуманный лиризм вышел не до конца убедительным -


- и чем обусловлен выбор Миндаугасом Карбаускисом "перевода" (корректнее говорить о "переложении", и это еще в лучшем случае, по сути речь об оригинальной пьесе, парафразе на мольеровский сюжет идет!) с использованием, как оговаривает аннотация, его "полного текста" (не знал, что у Табакова брали сокращенный...) - не обращая уже внимания на постановки в более традиционном переводе Гиппиуса (совсем никчемная "Школа жен" в "Мастерской Фоменко"...) и не вспоминая про одноименную оперу Мартынова (задуманную как последняя театральная работа Юрия Любимова...), сейчас в театра им. Маяковского, объяснить непросто. Кроме всего прочего меньше чем за десять лет быковский извод мольеровской комедии - по сути скверно зарифмованный и на живую нитку сметанный драматический фельетон - устарели сильнее, чем оригинал за четыре века, и "злободневные" для начала 2010-х шутки про "стабфонд" или намеки на "белую ленту" (с обязательной интеллигентской "фигой в кармане", ни к чему не обязывающей) теперь не то что не придают действию остроты, но, полагаю, еще и потребуют дополнительных разъяснений.
Subscribe

  • на всю оставшуюся жизнь

    "Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою погибель и избавление от…

  • Кама Гинкас. Тайна с вариациями (10)

    Если из многих тысяч спектаклей, увиденных за всю жизнь, мне зачем-то придется выбрать и назвать всего один - я не раздумывая, сразу вспомню:…

  • Кама Гинкас. Тайна с вариациями (9)

    "Каждому человеку положен определенный срок жизни, положено быть на двух ногах, определенного роста... Параметры мы знаем, они ужасно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments