Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

от резко враждебных до ярко восторженных: "Уроки ВХУТЕМАСа" в Доме-музее К.С.Станиславского

Как обычно от беспечности, усугубленной бессилием, рассчитывал прийти на выставку при случае "когда-нибудь потом" и дотянул до последнего дня ее работы - не я один, надо сказать, встретил за полчаса до закрытия в экспозиционных залах еще кое-кого из знакомых... Выставка даже из двух частей состояла, но на квартиру Немировича-Данченко я совсем не попадал по времени - впрочем, меня уверили, что там показали всего несколько эскизов Вильямса, и те скоро опять появятся на выставке, посвященной Булгакову. А в мемориальный музей Станиславского, где разместилась основная часть проекта, все-таки дополз в последний день и час (хорошо еще, что выставки, а не мой собственный).

По правде говоря, сделанный кураторами, наверное, в силу каких-то объективных, но непонятных со стороны причин, акцент на семье Арендт-Айзенштадт, общей уровень экспозиции не приподнял; при том что даже камерная скульптура Ариадны Арендт 1930-40-х годов, мягко говоря, не впечатляет, да и эстетически к ВХУТЕМАСу (точнее даже к ВХУТЕИНу, на момент поступления Арендт в 1928-м...) ее работы более позднего времени имеют едва ли косвенное отношение, а уж выполненные в разных техниках абстрактные композиции и панно сегодняшней носительницы фамилии я бы предпочел оставить вовсе без комментариев.

Но кроме того есть разделы, посвященные действительно значительным театральным художником, связывающих ВХУТЕМАС с МХАТом: эскизы Петра Вильямса к "Рекламе", 1930;
Рабиновича к "Лисистрате", 1924, и его же конструктивистский макет к "Блокаде" по неведомой мне пьесе Вс.Иванова; оригинальные макеты Татлина к "Глубокой разведке" А.Крона (реж. М.Кедров), 1943 - с характерным нагромождением подлинных предметов вместо привычного к тому периоду рисованного задника. А главное - серия великолепных эскизов Игнатия Нивинского к первой на русском языке постановке "Дамы-невидимки", 1923, и того же года эскизы Исаака Рабиновича к спектаклю Немировича-Данченко "Карменсита и солдат" в оперной студии при МХАТе, 1924.

Понятно, что выставка приурочена к 100-летию ВХУТЕМАСа, а с премьерой "Кармен" Богомолова в Перми совпала абсолютно случайно, тем интереснее, оглядываясь практически на век назад, не только видеть эти сами по себе замечательные, самодостаточные как произведения изобразительного искусства рисунки Рабиновича, но и читать строки Немировича-Данченко по поводу его спектакля:

"Я только что сдал большую работу. Словно бомба разорвалась в оперном мире. Рецензии от резко враждебных до ярко восторженных... И почти все сводятся к "новой эре" в оперном искусстве. Жаль, что в драме нельзя так продуктивно работать, как в музыкально-сценическом деле". 
Из письма В.И.Немировича-Данченко к О.Л.Книппер-Чеховой после премьеры "Карменситы и солдата" в оперной студии МХАТа, 4 июня 1924.

И еще из экспликации выставки:
"Немирович-Данченко полностью пересмотрел либретто оперы Бизе. В соответствии с замыслом и заказом режиссера был перекомпонован музыкальный материал, изменен ряд хоровых сцен, дуэтов и речитативов, и создана новая оркестровка. Переосмысление персонажей и традиционного жанра классической оперы привело не только к перемене названия, но и к пересмотру канонических функций массовых сцен. Совсем не академичной была и сценография, выполненная Исааком Рабиновичем".



















Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments