Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

молока нет: "Чернобыльская молитва" С.Алексиевич, Никитинский театр, Воронеж, реж. Дмитрий Егоров

Последовательность, с которой Дмитрий Егоров сценически осваивает книги Светланы Алексиевич (хотя и не следуя жестко хронологии их появления), с одной стороны, заслуживает уважения, как всякая верность однажды избранному пути; с другой, лично меня приводит в недоумение... По-моему книги эти при демонстративной, показушной "документальности" на редкость фальшивы - фальшивы не фактографически (о том судить не берусь, хотя принципа "врет как очевидец" еще никто не отменял...), но стилистически, и под видом "правды жизни" и в формате "интервью", то есть фиксации "живой речи", предлагают какую-то дикую, причем архаичную и провинциальную даже не журналистику и не публицистику, а "литературщину" самого дурного пошиба. Впрочем, по сравнению с омским "Временем секонд-хэнд", которое произвело на меня совсем отталкивающее впечатление -

- спектаклю, который Дмитрий Егоров поставил в Воронеже с актерами Никитинского театра, стоит отдать должное: как минимум в плане формы он интересно и тщательно выстроен. Наиболее яркая и убедительная его часть - относительно небольшой по удельному хронометражу эпизод, где чернобыльская тематика осваивается через жанр КВН, а безликие персонажи в светящихся очках разыгрывают полные черного-юмора (но, кажется, вполне аутентичные, воспроизводящие расхожие в свое время шутки) репризы типа "а молоко говорит: молока неееет!!"... До того битый час артисты произносят в полутьме под едва слышное музыкальное сопровождение (композитор Настасья Хрущева, но главная тема саундтрека хорошо знакома, узнаваема по другим проектам с ее участием, в том числе спектаклям питерского театра ТРУ) "исповедальные" монологи респондентов Алексиевич, и среди них по сути главной героини, чья сквозная история легла также в основу центральной сюжетной линии сериала "Чернобыль" -

- жены пожарного, схватившего фатальную дозу радиации в первые же дни аварии и медленно, обреченно умирающего в московской клинике, на контрапункте с бодрыми телерепортажами и киножурналами о строительстве Атомограда возле Припяти и неуемно-оптимистической песенкой в исполнении Эдуарда Хиля.

Третья часть, следующая после стилизованного (с "надрывом" несколько нарочитым в подтексте) КВНа - более перформативная, нежели текстовая, литературная; хотя здесь дорассказываются и доигрываются человеческие истории, но на первый план выходит антураж, визуализация; восхищает работа художника (Константин Соловьев получил частную номинацию на "Золотую маску") с простейшими бытовыми предметами, превращающими за счет пленки, светодиодов, пошленьких магазинных аксессуаров пространство спектакля в мир ирреальный, инфернальный; пускай слепить для пущего эффекта мощными прожекторами зрителю прямо в глаз - это уже, мягко говоря, вчерашний и по провинциальным меркам день, но, видимо, режиссер сам себе (за свет отвечают Егоров с Соловьевым и Павел Миленин) такую задачу ставил.

Однако в целом задачи спектакля, понятно, совсем не формалистские. Подзаголовок "хроника будущего" настраивает на определенный градус пафоса, а сценическая реальность еще и перекрывает ожидания... Не мной замечено - в связи с "Чернобыльской молитвой" из Воронежа непосредственно в том числе - что можно Чернобыль, да и любую катастрофу, воспринимать как беду, а можно как преступление. Я бы в ответ на это уточнил, что преступление - та же беда, и нередко в первую очередь для "преступника" наибольшая, ну по крайней мере если брать теоретически и литературно, художественно, а не практически и не юридически (для Раскольникова убийство ведь беда, и именно для него - чувства жертв Достоевского интересуют в минимальной степени). Тем не менее "обвинительный уклон" в "Чернобыльской молитве", усиленный сугубо театральными выразительными средствами, налицо, равно и манипулятивные приемы, через которые он проводится - полагаю, более или менее на сто процентов все упреки в адрес начальства местного и московских властей (скрывали, запрещали, преследовали) справедливы и правдивы, но с чисто художественной опять же точки зрения такой однобокий взгляд переводит разговор в плоскость журналистско-публицистическую, если не вовсе пропагандистскую, а всякая пропаганда, даже самая "праведная" по исходному посылу, неизбежно вызывает недоверие.

P.S. Попутно вспомнилась история 15-летней давности - Чернобыль не Чернобыль, зато непосредственно рядом с домом:

С тех пор радиоактивный могильник под бывшей "зеленой горкой", естественно, вскрыли и застроили жилым комплексом из четырех многоэтажных башен с парковкой, магазином и детсадом, который на период "выборов" еще и служит "избирательным участком".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments