Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Questa Musica" в "Зарядье", дир. Филипп Чижевский, сол. Светлана Касьян: Стравинский, Берио, Гайдн

Очень редко стал бывать в "Зарядье" - за последнее время, не считая неожиданного попадания на концертное шоу Теодора Курентзиса -


- только второй раз пришел. До этого слушал здесь несколько недель назад "огнедышащего" Александра Лазарева с ГАСО, исполнявших "Альпийскую симфонию" Рихарда Штрауса с таким воодушевлением, будто Сотворение мира на протяжении часа с Концом Света чередовались, а не коровы от грозы прячутся в горах; перед тем в первом отделении не менее эффектно у Лазарева прозвучал тогда скрипичный концерт Элгара, солировал Никита Борисоглебский, чьего Элгар, но в тандеме с Яном Латамом-Кенигом, уже лет восемь как не могу забыть, одним из самых ярких впечатлений в моей слушательской практике он остается, и вариант Борисоглебский-Лазарев, совсем другой, более яркий, напористый, но не менее по-своему тонкий, ему теперь будет в пару.

Сейчас Филипп Чижевский со своим ансамблем "Questa Musica" и Светланой Касьян представляли ту же самую программу, которую осенью записали на Т-фестивале в ГТГ: видео я, пока оно оставалось в доступе (а может кто-то и "засолил" впрок...) успел несколько раз прокрутить в той части, где Касьян пела "Народные песни" Лучано Берио, известные мне и ранее; "вживую" мне почему-то временами казалось, что солистке не хватает и силы голоса для большого зала, ни виртуозности и разноплановости технической, ни, главное, диапазона, который для "Народных песен" требуется очень широкий, в нижнем регистре и на медленных темпах, в кантилене, Касьян чувствовала себя уверенно, а верхние ноты, да еще в сложных быстрых пассажах, брала с осторожностью и местами даже в камерном инструментальном составе тонула, хотя помимо утонченности цикл от певицы требует еще и нормального такого, близкого к эстрадному "драйва"; впрочем, финальную азербайджанскую песню повторила на бис вполне зажигательно. Берио предварялся Стравинским - Базельский концерт для струнных, на мой вкус, музыка ужасно "искусственная", какая-то "ненастоящая" (как и многое у Стравинского, в сущности...), тем удивительнее, что лиризм второй части и энергию третьей Чижевскому удалось в ней раскрыть неподдельную.

А от второго отделения с 45-й "Прощальной" симфонией Гайдна впечатления остались еще более противоречивые. Только что в Пермской опере Филипп Чижевский выпустил с Константином Богомоловым ныне всеми (а особенно, как водится, теми, кто не видел) обсуждаемую "Кармен"...  Два дня я с огромным интересом просидел у них на прогонах, по которым о спектакле в целом, о замысле постановщика в частности, пожалуй, возьмусь судить с несколько большим правом, чем премьерные зрители -


- но не о музыкальной составляющей: на первом прогоне оставшаяся единственной, без составов, исполнительница заглавной партии Наталья Ляскова пела не в полный голос, береглась; второй прошел вокально ровнее, но без костюмов, что неизбежно расслабляло солистов; к третьему все пришло к более-менее желательному результату, но остановки, понятно, все же случались; необычайно увлекательный опыт, и "гитарное" вступление к Хабанере я для себя отметил, и замедление темпов на "пьяных" куплетах Эскамильо отрепетировали при мне; однако лишь мнению истинных ценителей непосредственно с премьеры вынужден доверять, посчитавших, что в Перми оркестр под управлением "обаятельного Филиппа Чижевского..." (позволяю себе цитировать предельно положительную рецензию театроведа Коломбины Зазеркальской) "...делал это без сучка и без задоринки". И вот Симфония № 45 Гайдна: один из любимейших моих композиторов, симфонию эту я только в живом исполнении слышал десятки раз (подростком регулярно на Новый год с Николаем Геннадьевичем Алексеевым и потом еще неоднократно), вроде бы уж что другое, а ее знаю хорошо. Как вдруг откуда ни возьмись - стремительное клавесинное вступление... и понеслась, даешь рок-н-ролл!

Последний раз в концертном зале я испытывал подобного рода удивление, расслышав у Владимира Федосеева на репризе "Монтекки и Капулетти" из прокофьевской сюиты "Ромео и Джульетта" фортепианное соло в оркестре - потом оказалось, что звучала "редакция Федосеева", но ее не объявили и не оговорили особо, как, где, когда и зачем Федосеев "отредактировал" Прокофьева. Теперь тоже ничего специально не объявляли - и безусловно, к лучшему, что Чижевский обходится без "просвЯтительства", но откуда вообще в партитуре 45-й симфонии Гайдна клавесин, да не просто в качестве или вместо континуо, а еще и с сольным вступлением, а затем и с парой каденций - между традиционно "финальной" четвертой частью и "эпилогом"-пятой и еще внутри пятой, я заранее не знал, оказался к тому не готов и пребывал в недоумении. Хотя звучание скорее радовало, ну или как минимум забавляло - "прощание" выходило ничуть не траурным, благо первую часть и пятую, с "уходами" в темноте, Чижевский сотоварищи бисировал, так что речь о "прощании навеки" явно не велась (небось Чижевский - не Плетнев...), а скорее о ситуации "прощается, но не уходит", о нежелании музыкантов друг с другом и с публикой расставаться (вопреки на уроках музлитературы внушаемой "программе"; хотя публика, стоит оговориться, подобралась невозможная, настолько беспрерывных телефонных звонков с детскими криками и кашлем впридачу не сразу припомнишь...) - но отчетливо слышалось, что партия написана "поверх" авторской партитуры, пусть и небезыскусно в нее вплетена.

Помимо сольного "вступления" и двух "каденций" невесть откуда возникшей в симфонии партии клавесина, обнаружились и другие чудеса, причем тоже сразу в первой части - так, побочная партия при первом проведении исполнялась не оркестром, а фактически струнным квартетом, при втором к нему присоединялись духовые; так было и в экспозиции, и в репризе, и в бисах - то есть все отрепетировано по написанному... но написанному кем?! Не доверяя себе и не смея лишний раз обеспокоить непоседливую Коломбину Соломоновну, проконсультировался у авторитетов подоступнее, но и Роман Минц, и Надя Игнатьева заверили меня, что о версии 45-й симфонии Гайдна с участием клавесина прежде никогда не знали... Стало быть, представленный Чижевским вариант - его собственный, дирижерский "произвол"; по хорошему, по большому счету - куда хлеще, радикальнее в отношении к первоисточнику, к "великой классике", чем злосчастная (на самом деле, конечно, куда как счастливая) пермская "Кармен" с ее скромными гитарными добавками, где даже увертюру не пришлось разукрашивать лишний раз привнесенными со стороны мотивчиками ради еврейского танца.

Однако ж не раздается ниоткуда возмущений, протестов, неудовольствий - пока обсуждали (не глядя и не слыша) свершившееся в Перми "надругательство над классикой", под носом пропустили такое событие, среди присутствующих и то, похоже, не нашлось достаточно внимательных и активных, чтоб отметить экстраординарное исполнение хрестоматийного шлягера. То, что у Гайдна детально голоса инструментов, а подавно их количество, не факт что вообще изначально были прописаны, а "священная традиция" на деле не более чем исторически, не враз сложившаяся и отнюдь не застывшая, но постоянно изменяющаяся (и изменяемая усилиями отдельных наиболее творчески мыслящих индивидов) "конвенция", которую в любой период можно (даже нужно) подвергать заново пересмотру - как будто очевидно, но всякий раз провоцирует изумление, а то и негодование.

Впрочем, негодуют опять же те, кто и "традиции", и "новации" одинаково видал в гробу, лишь бы к себе любимым, ничтожным, невостребованным, внимание за счет других привлечь... А я пускай никогда не берусь судить от имени давно почивших сочинителей в духе "Гоголю бы понравилось", "бедный Гендель..." или "наш Федор Михалыч этого не писал!.", почему-то думаю, что кто б еще, но Гайдн, коль скоро он два с половиной века назад не боялся ломать стандарты и каноны, сам же которые и формировал, прямо на ходу их становления, к "хулиганским" творческим "финтам" младшего коллеги отнесся бы с пониманием, ну или, во всяком случае, со снисходительным смешком.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments