Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

не пинайте дохлую собаку: "Фома" Ю.Шевчука-К.Рубинского, Новосибирская музкомедия, реж. Ф.Разенков

Как возникла и развивалась идея спектакля, конечно, я доподлинно знать не могу, да и не интересуюсь - но по первым ощущениям авторы шли от наработанного "Стилягами" формата, только вместо 1950-х-60-х взялись за 1980-е-90-е, стараясь сделать современное музыкально-драматическое шоу на ретро-материале из песен Юрия Шевчука разных лет, начиная с самых ранних, уфимско-свердловского периода, заканчивая главными шлягерами репертуара "ДДТ".

Наиболее "современно" смотрится в спектакле оформление Елены Вершининой, хотя оно и в целом, и в деталях подозрительно напоминает то, что много лет назад делала для "хип-хоперы" под названием "Копы в огне" художник Полина Бахтина - я как раз недавно пересматривал восстановленную версию "Копов..." и картинка у меня стоит перед глазами - однако в решении Бахтиной присутствовала осмысленная, оправданная и сюжетом, и жанром аллюзия к комиксам и фильмам типа "Город грехов"; чем содержательно обусловлен выбор нарисованных на фанере и вырезанных из картона декораций, черно-белой и плоско-мультяшной атрибутики вплоть до фанерного Ленина, сменяемого (и взаимозаменяемого, что, впрочем, довольно точно по сути) такими же православными куполами, по отношению к квази-биографии поздне-советского рок-музыканта, я для себя не уяснил. Но, допустим, сценография и остальная визуализация безотносительно к ее уместности эффектна: выгородка с пандусом; для рок-группы, впридачу к сидящему в "яме" оркестру размещенной прямо на сцене, обустроен отдельный закуток, стилизованный под лестничную клетку, подъезд или подвал; плюс, конечно, выставлен изощренный свет.

Замах тем не менее у этой нарочито "рукотворной" и "наивной" истории - похоже, минимум на театральный аналог "Стены" Алана Паркера! Спектакли и фильмы на основе песен - дело не такое уж редкостное; но вот только что вышел "Живой" Рыжакова в "Современнике", посвященный Виктору Цою - при том что у Шевчука сами по себе песни-то поинтереснее будут, чем у Цоя - где отсутствует надуманная, необязательная фабула, а драматургия выстраивается непосредственно из последовательности музыкальных номеров. "Фома" - противоположного рода пример, когда "старые песни о главном", самодостаточные музыкальные номера, насильно, натужно увязываются в некий сквозной сюжет. Либретто "Фомы" сочинил Константин Рубинский, пьеса вышла на мой вкус приторно-слащавая, условно-биографическая: утративший веру в идеалы социализма Фома "с периферии" (образ из лирики Шевчука напрямую заимствован), сын зампредисполкома, на минуточку, знакомится с "хиппанами", бросает институт ради участия в рок-группе; этот парень с гитарой встречает девушку Людмилу из танцевального ансамбля, но не найдя в девушке и в друзьях понимания, уезжает из родного города в Свердловск, а затем подается в Москву. Там, пройдя искушения криминалом и шоу-бизнесом, становится жертвой мелких бандитов, как и раньше в родном городе сталкивался с гопотой, зато побитый (символически и буквально) встречает снова невесть откуда взявшуюся Людмилу, вместе они приезжают в Ленинград, ставший уже Санкт-Петербургом, к шапочному разбору легендарного рок-клуба, карьера Фомы-музыканта идет в гору, но едва успевшую стать матерью Людмилу сражает неизлечимая болезнь.

Задним числом почитав о реальной подоплеке лав-стори Юрия Шевчука и Эльмиры Бикбовой, легко заметить несоответствия либретто подлинным фактам, но это меня как раз не смущает совсем; гораздо печальнее, на мой взгляд, что пьеса разваливается на ходу, будто сметанная на живую нитку, и объяснить некоторые повороты сюжета можно только сказочно-фантастическими, но никак не историческими обстоятельствами - а насколько я уловил, "Фома" не "фэнтези" все-таки, но претендует не некий "историзм" с чуть ли не "просвЯтительским" душком. По крайней мере и совково-провинциальный общественный фон в первом действии, и противопоставление комично-зловещей Москвы не всегда уютному, но поэтично-богемному Петербургу во втором, вмещают в себя некие "сведения" о прошлом, но поданные на таком примитивном уровне, что даже соответствуя какой-никакой "действительности", вызывают недоверие стилистической своей несообразностью. Так, в Москве музыканта-Фому поджидает вместо могилы Высоцкого, к которому провинциал ехал на поклон, инсценированные похороны скрывающегося от заимодавцев "авторитета", продюсеры фриков-фонограммщиков, про кордебалет проституток с бомжами я уже не говорю (кстати, хореография в спектакле - едва ли не слабее драматургии...), а еще до кучи старый друг, перековавшийся из "хиппана" в мента-подполковника, как водится, "оборотня в погонах", и сообщающего о смерти еще одного их земляка-приятеля, бывшего убежденным пацифистом, на войне.

В судьбу героя "Фомы", то есть, стремились упихать биографию не только Шевчука, но и всех "грандов" т.н. "русского рока" скопом, а заодно и, по верхам, историю СССР-РФ от рубежа 1970-1980-х до 1990-х-2000-х - задача неподъемная даже при неограниченных интеллектуальных, творческих, финансовых ресурсах, потому хотя бы, что Фома задуман как универсально-обобщенный типаж верного себе при переменчивых обстоятельствах поэта (в широком смысле поэта), тогда как если конкретный Юрий Шевчук еще как-то соответствует планке заданного идеала, то походя упоминаемые в спектакле Кинчев и Бутусов - мягко говоря, иной вектор собственного развития выбрали. Ну и разумеется этот манифест свободы, искренности и способной преодолеть смерть любви не обходится без присутствия на сцене сотрудника КГБ, звать его Николаем, он преследует героя еще в родном городе в брежневские годы, а уже в Петербурге и в 2000-е объявляется снова, чтоб попросить Юру, то бишь Фому-музыканта, кое-какие "правильные", в кавычках, слова со сцены на Дворцовой сказать - но бескомпромиссный музыкант, понятно, скажет слова, без кавычек правильные, и даже "единственно верные"; вот этот провинциально-совково-интеллигентский морализм с фигой в кармане, при "намеках" сколь прозрачных, до тупости, столь же и беззубых, ни к чему не обязывающих, меня добил; а на какой войне погиб друг героя, само собой, не упоминается - хотя в отличие от последующих десятилетий в 90-е русские всего одну войну успели развязать.

Ну для драматургии, которая носит служебный характер и призвана лишь номинально оправдать формат спектакля, объединившего под общим названием два десятка не связанных друг с дружкой содержательно песен (хорошо еще одного автора...), наверное, сошло бы - при удачно найденной визуализации. Однако в этом пространстве и в этом материале исполнители-артисты существуют, как если бы то была "Королева чардаша", ну или (в лучшем случае!) "Девичий переполох"... С таким опереточным наигрышем, что никакая "периферия", про которую поет заглавный герой, его не может оправдать. Между тем, пусть некоторые песни и вне театрального контекста лично на меня наводят оторопь (проверил - да, "мы искусству прорубим русло" действительно когда-то Шевчук написал...), но опорные, "ударные" шлягеры - посвященная автором лирической героине "Актриса-Весна" в начале и "Дождь" в конце первого действия", "Родина" в кульминационной сцене избиения музыканта бомжами по приказу московских бандюков, и далее в питерских эпизодах "Ветер", "Осень", "Все, что останется" - безусловно, работают сами на себя. Надо признать, музыка Юрия Шевчука довольно театральна, "драматургична" и без коряво надстроенных сюжетов; я помню, как органично она ложилась, в инструментовках, без текстов, на пластические ремарки спектакля Игоря Лысова "Кроткая" по Достоевскому в ШДИ -


- стало быть, и в новосибирской постановке Филиппа Разенкова, исполненные голосами совсем не рок-вокалистов, под оркестр, усиленный синтезатором с электрогитарой (ну или наоборот, с какой стороны посмотреть), хиты "ДДТ" способны "прозвучать". Но не как рок-н-ролл, а именно в качестве "старых песен о главном", "дискотеки Ретро-ФМ"; таковыми они и воспринимаются благодарной аудиторией, среди которой я себя почувствовал едва ли не большим изгоем, чем шевчуковские "хиппаны" в Уфе при Брежневе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments