Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

дочь винодела и сын скотовода: "Великий пожар" Р.Шиммельпфеннига, Гете-институт, реж. Олег Еремин

За последние лет двадцать по спектаклям "Арабская ночь" и "Золотой дракон" о творчестве Роланда Шиммельпфеннига кое-какое представление у меня сложилось, и не то чтоб хотелось его расширять: по нынешним меркам, с одной стороны - не самый позорный и неумелый театральный писатель (насколько можно судить благодаря переводам с немецкого), а с другой - технология и идеология его опусов лежит на поверхности, точнее, первая слишком явственно обслуживает вторую: приемы "магического реализма", заимствованные из литератур "третьего мира", Роланд Шиммельпфенниг эксплуатирует, приспосабливая к ново-европейским реалиям с типичной, предсказуемой и убогой целью, ради поверхностной, заведомо "ангажированной" (разумеется, "слева") и лицемерной социальной критики.

Текст "Великий пожар" с этой точки зрения отчасти способен приятно удивить - в нем нет псевдо-злободневной "социалки", обязательных для всякого "прогрессивного" драматурга нынче проблем с мигрантами, гендерами, вообще мир, который нарочито лирично, "поэтично" (и даже чересчур, не без явных и, вероятно, ироничных в подтексте, "красивостей" - перевод Аллы Рыбиковой) описан в этом монологе, как будто существует параллельно нашему реальному, в ином пространственно-временном измерении, на основе патриархального, даже архаичного уклада, в социально-бытовом антураже, будто списанном с полотен мастеров живописи т.н. "северного Возрождения", и скорее фламандских, чем немецких: маленькое селение, разделенное рекой, но соединенное мостом, переживает (внутренняя хронология сюжета также условна, нелинейна и течет прихотливо, не структурированная и даже не маркированная календарными вехами) эпидемии, неурожаи, стихийные бедствия, но вновь и вновь звучит церковный колокол, и соединяется пара молодых влюбленных, дочь винодела и сын скотовода...

Другое дело, что в спектакле Олега Еремина - это его же "Марию Стюарт" двумя днями ранее привозили из Южно-Сахалинска -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4352742.html

- ни описанного, ни какого-либо иного "социально-бытового антуража" нет в помине. Есть конструкция из мощных, направленных в зал (и порой слепящих глаза буквально, физически! художник Сергей Кретенчук) прожекторов с разноцветными фильтрами, есть пианист Петр Лаул за роялем, и есть актриса Мария Лопатина. От формата "читки" мероприятие хотя бы частично отделяет не столько музыкальное сопровождение (Лаул играет фортепианные миниатюры Баха, Бетховена, Брамса, Шуберта... иногда заполняя паузы между фрагментами текстового монолога, а иногда "подкладывая" музыку под речь Лопатиной и превращая ее в своего рода "мелодекламацию"), сколько образ исполнительницы, ее "театральный", почти даже "цирковой", ну или по меньшей мере "кабаретный" имидж: золотистая блузка, высокие каблуки - показательно не соотнесенный с "архаикой" жизненного уклада героев "пьесы". Вначале, оказавшись на сцене, актриса проходит вдоль первого ряда и здоровается с публикой, как бы устанавливая доверительный контакт (мне, по обыкновению, досталось больше всех "доверительности"...), а затем произносит свой монолог, моментами - редко и ненадолго - меняя позы, лишь однажды, кажется, заполняя паузу хореографической, пластической "ремаркой".

Не знаю и не удалось выяснить (на "обсуждение" не оставался, потому что смотреть я в принципе могу что угодно, но потом еще и всякий бред старых идиотов слушать... такое мне уже не по силам), когда написан "Великий пожар"; если он совсем свежий, в 2020-м вышел, и хотя бы в минимальной степени навеян событиями, обстановкой "пандемии", "карантина", всего вот этого вот - тогда, наверное, в нем есть какой-то смысл, при всей вторичности формы как собственно "пьесы", так и выбранной режиссером и отработанной актрисой в партнерстве с музыкантом ее "подачи"; если раньше - тогда кроме освоения бюджетов, выделяемых Гете-институту федеральным правительством Германии на продвижение немецких авторов, других разумных поводов для обращения к нему я лично не нахожу...

А вот пианиста Петра Лаула, кстати, давно не слышал - он хороший, да только оценивать его персонально в рамках показанного спектакля (сыгранного актрисой, поставленного режиссером, по написанной драматургом пьесе, с прожекторами разноцветными, опять же...) как-то немного смешно. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments