Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"СТО. Sound-восхождение в 238 ступенях" Ю.Поспеловой в РАМТе, реж. Александр Хухлин

Театрализованная экскурсия, а вернее и сегодняшним языком изъясняясь, спектакль-променад - оптимальная форма мероприятия одновременно и праздничного, к особой дате подготовленного, и репертуарного, способного затем подолгу сохраняться на текущей афише. Ну и вообще экскурсии по театральному закулисью сегодня активно практикуются, а тут еще такой повод, как 100-летие! Но если, скажем, сходного формата мероприятие "Радио Таганка", в свое время придуманное драматургом Евгением Казачковым, режиссером Семеном Александровским и "группой юбилейного года" к 50-летию любимовского Театра на Таганке, "гвоздем программы" предлагало заход в мемориальный (ну пускай и "реконструированный") кабинет Ю.П.Любимова -


- то в канцелярию и в к А.В.Бородину, увы, не ведут (хотя между прочим упоминают, что Михаил Чехов, возглавляя МХАТ-2, располагавшийся в этом здании до Центрального детского театра, здесь буквально жил, имел служебную квартиру в 1920-е годы!) - впрочем, я там бывал по иному поводу... Ну да тут же речь не об экскурсии по малодоступным в обыкновенное, зрительское время помещениям театра, она служит лишь своего рода "формой" для самодостаточного драматургически спектакля-"бродилки", даже если без "кабинетов" он ощущается как, если честно, неполный. Зато довелось побывать и на верхних, и на нижних этажах; причем если спускаться в "трюмы" под сцену удавалось мне несколько раз и раньше (однажды, правда, в Вильнюсе, в Литовском национальном театре, я даже спектакль, играющийся в трюме, смотрел - "Старуху" Оскараса Коршуноваса по Хармсу), то вот на колосники попал впервые в жизни, и жаль, что не дают по ним вдоволь прогуляться; вид на люстру под потолком и партер с высоты балкона осветителей тоже впечатляет! Ступени, коль на то пошло, местами корявые от времени, я их не считал, но подниматься и спускаться приходится много, по четыре-пять лестничных пролетов за раз - из нашей группы в пять зрителей кое-кто однажды споткнулся всерьез и только что не полетел вниз головой... причем это был не я! Но когда на одном из подъемов возникло честное предупреждение - мол, впереди три пролета, желающие могут остаться и подождать возвращения группы - таковых не обнаружилось, все единым порывом героически отправились выше до конца!

Путешествие информационно насыщенное - возле огромного зеркала у дверей канцелярии театра в Большом фойе и у окон с видом на Большой театр и Театральную (ранее Свердлова) площадь вспоминаются и при помощи разных (нехитрых, но изящных) технических ухищрений материализуются Анатолий Эфрос и Виктор Розов, Олег Ефремов; видеоинсталляции на стенах фойе первого этажа, которую включают перед спектаклями, помню интересные сведения о работе в ЦДТ молодой Ирины Муравьевой - в спектакле про нее вроде не говорят. Кстати, о спектаклях РАМТа: сравнительно недавно посмотрел с опозданием до-ковидную премьеру "Ромео и Джульетты" Егора Перегудова, но только сейчас, во время экскурсии, пока театр готовился к очередному ее показу - многочисленные артисты (а спектакль "густонаселенный) в служебных коридорах на глазах у зрителей "променада" с книжками сидят, костюмеры и техники заняты своим делом, звук и свет настраивается - из ложи Сталина и Берии (оказавшейся шуточным "фейком") удалось приметить, что вода с перекрытия подземного перехода, куда режиссер и художник поместили действие трагедии, капает не просто из прохудившейся канализации, а с тающей гигантской ледяной ладони, из ближнего партера невидимой (правда, глубины символического значения этой вроде броской сценографической детали для постановки в целом я и задним числом не осознал).

Однако к драматургии Юлии Поспеловой у меня, признаюсь, осталось немало вопросов и общего, и более конкретного, частного порядка. Театр, конечно, Молодежный, а в прошлом и вовсе Детский - но не слишком ли "наивно" вести рассказ об истории и театра, и в целом здания (которому гораздо больше 100 лет...) от лица... гардеробного номерка, лежащего в зрительском кармане, даже если говорит этот маленький пластиковый рассказчик голосом звезды труппы, актрисы Нелли Уваровой (она же озвучила и Н.И.Сац), а такой ход задает изначально тон иронический, впоследствии варьируясь то с уклоном в сентиментальный, а то и в просветительский, поучительный? Допустим, беседа с номерком - это мило... Но взять в чисто театральном, художественном плане удачно придуманный эпизод в ложе и в помещении, к ней примыкающей: худсовет за столом с "говорящими" опять же - и подсвеченными - подстаканниками, очень выигрышный, запоминающийся, с уморительным обсуждением спектакля "Репка" в духе 1930-х годов ("с марксистской точки зрения", так сказать...) - продолжается в вип-ложе, по поводу которой сообщают, что сидели в ней и Сталин, и Берия, а Берия любил конфетки; но тут же следует оговорка - ложа построена в 60-е, Берия здесь никогда не бывал; а тогда реплики обсуждения на худсовете под чай и "Коровку"- думаю я тогда про себя, и ответа не нахожу... - подлинные или тоже типа "шутка"? Даже если все-таки подлинные цитаты-высказывания - возникшие сомнения не разрешаются; если шутка - то досадно, потому что в этом случае уже не так смешно...

Хорош сам по себе и прием с театральными биноклями в большом фойе, через которые предлагается рассматривать на люстрах, пока в наушниках звучит рассказ о до-театральной предыстории дом, картонные фигурки гостей бала, в том числе Анны Керн, которая здесь якобы танцевала с А.С.Пушкиным; но куколки столь мелкие, что подробно их не то что в театральный - наверное, и в морской бинокль не рассмотришь.

Не совсем уловил я суть эпизода с посещением реконструированной гримерки легендарной Валентины Сперантовой - помещение расположено так высоко, что очевидно, изначально не для гримерной комнаты предназначалось, то есть это в чистом виде опять-таки театральная условность; фрагмент прописан драматургически очень подробно (возможно, с избытком...), и он, несомненно, очень трогательный, если не сказать слезливый: старые фотографии в ящичке стола и на зеркале, повествование о том, что Сперантова прославилась исполнением детских, а особенно мальчишеских ролей, но в какой-то момент зрители-школьники не оценили ее в роли Чиполлино, а от профессионального кризиса, краха уже совсем готовую покинуть сцену и театр актрису удержала новый худрук М.О.Кнебель, предложив Сперантовой (их диалог озвучен голосами Татьяны Матюховой и Ирины Низиной) роль княгини Тугоуховской в "Горе от ума", так бывшая травести нашла себя в новом амплуа... На деле, сколько мне известно, Валентина Сперантова - фигура по-человечески оччччень неоднозначная, а не просто белая и пушистая баушка, до старости игравшая мальчиков (даже если и впрямь ей там сам Бернард Шоу чевой-то говорил...), но бог бы с ней.

Меня в немалой степени озадачило, что и общий взгляд драматурга проекта на историю - не только отдельно взятого, конкретного театра-юбиляра, достойного всяческих похвал в прошлом и внимательного почтения в настоящем, но и если брать шире, отличается, как сказали бы во время оно, "близорукостью"; "оптика", то есть, спорная. Все-таки затея рассчитана не на детсадовцев, а хотя бы и на них, у них тоже мозги есть, и им стоило бы предложить задуматься посерьезнее над некоторыми фактами, а не сводить объяснения драм, разворачивающихся на этой (и не сценической, не на основе сочиненных пьес...) площадке, к "просветительству" уровня типа "МХАТ Второй ставил пьесы зарубежных авторов - за это советская власть его не любила"; или "Михаил Чехов эмигрировал за границу - после чего МХАТ Второй закрыли"... Ну как это несолидно... да и не совсем точно (мягко выражаясь)!

Ключевой с этой точки зрения пункт "крутого маршрута" - организация, открытие ЦДТ и арест Н.И.Сац - практически ведь одновременные события не из параллельных, взаимоисключающих реальностей, но из реальности СССР 1930-х гг., единой, по-своему цельной и парадоксально гармоничной... Попытка осмыслить, уяснить, что и как должно было твориться (и в том числе у людей в головах, у зрителей, у театральных деятелей - а не просто в театре и вокруг него), раз эти явления - первый в мире детский театр и повальные, массовые аресты, казни без суда (муж Н.И.Сац был расстрелян в числе сотен тысяч других!) - сходились в одной исторической и географической точке (неслучайно же!), в проекте "100" отсутствует. Тем более печально, учитывая, что о преследованиях необоснованных, попросту беззаконных, уж где-где, а в празднующем ныне славный юбилей РАМТе знают не понаслышке и в самой новейшей, недавней, не по учебникам и спектаклям, а по новостям и фейсбукам знакомой истории, даже если пока что никого прямо из театров в платье на Лубянку не увозят... - естественно, можно об этом не говорить вслух (пожалуй, в юбилейном проекте оно и впрямь как бы неуместно...), однако трудно не помнить, не думать, не только в прошлое всматриваться.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments