Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

в последний раз и решительно: "Карамазовы" в МХТ, реж. Константин Богомолов

Я был при том, когда умершее на кресте Слово восходило в небо, неся на персях своих душу распятого одесную разбойника, я слышал радостные взвизги херувимов, поющих и вопиющих: "Осанна", и громовой вопль восторга серафимов, от которого потряслось небо и все мироздание.

Следующий показ ставят на первые числа апреля - и это вселяет надежду, что "Карамазовы" не последуют за "Мушкетерами"... Потому что сохранять в репертуаре спектакль, тем более такой спектакль, играя его раз в год, невозможно - а предыдущий раз "Карамазовых" сыграли больше года назад, после двух актерских вводов (Калегановой вместо Кудряшовой на Лизу-деревяшку и Власова вместо Матвеева на капитана Перхотина) -


- и до этого они не шли еще примерно столько же; все вроде по объективным причинам (сперва гастроли в Китай и необходимость долгой транспортировки декораций; потом отмены и переносы из-за ковида...), но так или иначе по "Карамазовым" явно соскучились и актеры, и зрители. Надо было видеть собственными глазами и пережить всеобщую эйфорию "изнутри", когда в половине первого ночи - не считая поклонов, закончили к 00.20! - полный (по ощущениям даже переполненный хотя, конечно, "рассадка"..) зал стоя в восторге аплодирует и охранники не могут публику выгнать в гардероб, и это спустя семь с половиной лет после премьеры, которая в свое время чуть было не сорвалась из-за требований руководства театра к режиссеру сократить показавшийся кое-кому чересчур длинным спектакль!

Сколько раз я видел "Карамазовых" с момента предпремьерного прогона - подсчитать трудно, целиком, от начала до конца, наверное, раз пять, шесть, ну может семь, за столь долгий срок не так уж много; но еще неоднократно забегал с антракта или на последнее, третье действие, самое продолжительное и самое важное... А сейчас, конечно, интереснее пересматривать их в свете недавних премьерных "Бесов" -


- следить за движением мысли режиссера через все (ну кроме недоступных заграничных) постановки Богомолова по Достоевскому, начиная прямо с "Турандот" (первое обращение Богомолова к "Идиоту"); наблюдать и задним числом открывать, как уже в "Карамазовых" - от которых Богомолов за последующие годы ушел и мировоззренчески, и эстетически очень далеко, и некоторые приемы, броские, поражавшие воображение, смущавшие и бесившие одних, других приводившие в восторг, сегодня вышли в тираж, Богомолов от них давно отказался и оставил на откуп запоздалым подражателям - "вызревают" будущие и "Князь", и "Преступление и на...", и те же "Бесы"; чего стоит только прописанная в "Карамазовых" ассоциация Ивана Карамазова с Иваном-царевичем!; ну про текстуальные переклички (диалог Ивана и Алеши, скомпилированный Богомоловым в том числе и с использованием фрагмента "Преступления и наказания", почти целиком перенесен в "Бесы" и отдан Верховенскому с Эркелем) нечего лишний раз и поминать. Кстати, в служебных ложах МХТ на "Карамазовых" я некоторых "Бесов" заметил: Владимир Храбров (Шатов), Василиса Перелыгина (Лиза), Владислав Долженков (Эркель), полагаю, как зрители смотрели "Карамазовых" впервые, но со стороны их присутствие выглядело вдвойне символично, как своего рода "передача эстафеты".

Но как же все складно, остроумно и толково в "Карамазовых" придумано с точки зрения драматургической композиции, формы, нарратива - вплоть до того, что персонаж Игоря Миркурбанова, к финалу объявляющий себя Чертом, уже в начале первого действия от лица Федора Павловича (и строго, буквально по тексту романа!) говорит о себе, кривляясь: "Не спорю, что и дух нечистый, может, во мне заключается, небольшого, впрочем, калибра..."! И может Миркурбанов и раньше, всегда так делал - а я только сейчас обратил внимание, что прежде, чем выйти на коду "Я люблю тебя, жизнь!", он кладет на надгробие-унитаз Федора Павловича красную розу, срезанную у Розы Хайруллиной-Лизаветы! А с другой стороны, помимо всех остальных броских, плакатных, популистских (в оптике, сформированной последующими спектаклями Богомолова по Достоевскому, способных показаться и слишком грубыми, даже вульгарными) "фишек" до чего же тонко, легко выстроен заключительный эпизод первого действия - Катя, Груша, Митя, Алеша - на повторах, в духе классических французских водевилей!

Что-то с годами и теряется неизбежно - даже и в прямом смысле исчезает, как пропало (еще на прошлогоднем показе его не было) видео с участием Богомолова, открывающего дверь пьяным "скотским ментам" и посылающим их "нах..."; а картинку на последнюю сцену Алеши и Лизы так и не пересняли с прошлогоднего ввода Калегановой, на экране остались Хайруллина по-прежнему с Кудряшовой. Если смотреть "Карамазовых" сегодня впервые, внимательно и придирчиво - эти мелкие несообразности способны поставить в тупик. Но, как говорит старцу Зосиме-Виктору Вержбицкому в начале первого действия Бабасынапотерявшая-Надежда Борисова - мы радуемся каждую секунду.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments