Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Как Петюнина против всех была" А.Фоминой в Содружестве актеров Таганки, реж. Тимур Файрузов

Последний раз я в САТ приходил на "Нечистую силу", и этой "нечистой силы искусства", думал, мне хватит на всю оставшуюся жизнь -

- а на малую сцену губенковского "Содружества..." заглядывал и того раньше, даже не знаю, которое из этих впечатлений посильнее и почище будет -

- оттого теперь вовсе не ожидал, что по бодрости и остроумию эскиз Теймура Файрузова по пьесе Александры Фоминой, представленный в рамках проекта "Репетиции", заставит меня вспомнить ни много ни мало "Евгения Онегина" Юрия Любимова, наверное, самый удачный из позднейшего периода спектаклей покойного ныне мэтра, который давно уже в репертуаре не идет, а в свое время я его успел посмотреть дважды. Уровень режиссуры я не сравниваю, качество материала подавно, однако настрой, интонации, техничность артистов труппы (признаться, ничто не удивило меня больше, чем подготовленность... да по правде говоря, и сам факт наличия дееспособной молодежи в т.н. "Содружестве..."), вообще стремление что-то высказать, до кого-то достучаться, присущие этому проекту, меня, при некоторых вопросах, в частности, к пьесе, не на шутку подкупили.

"Репетиции" на основной, как бы "настоящей" Таганке проходят уже лет пять и там я эти показы регулярно стараюсь посещать, недавнюю "сессию" прошлым летом отсмотрел целиком и даже оформил свои впечатления от нее в обзорную статью для журнала "Сцена" -

- но после "слияния и поглощения" двух Таганок с трудом себе представлял не то что органичное вхождение хотя бы частично "Содружества..." в корпорацию под руководством Ирины Апексимовой (о равноправном партнерстве, естественно, и речи заводить нельзя, я же собственными глазами видел тутошнюю "Нечистую силу (искусства)" и говорю о том предметно), а хотя бы возможность наладить после многолетнего противостояния их мирное существование сторон по принципу "два мира - две системы" под общей вывеской. Если честно, путь от проходной служебки до малой сцены надежд на то мне не прибавил, и когда перед показом из зала приподнялась автор пьесы, я, взглянув на абсолютно незнакомую мне тетеньку, с оглядкой на только что прочитанную аннотацию подумал: ну, ясно - на досуге старая интеллигентка открыла для себя мир современной молодежной субкультуры и решила его сатирически высмеять с позиций и в духе сельской библиотекарши... Вопреки моим предубеждениям на деле вышло не совсем так!

Прежде всего - эскиз по внешним признакам (ну не считая того, что впервые вышедшие с этой работой на публику артисты подсматривали текст в мобильниках) выглядел полноценным спектаклем по части и оформления, и раскованности исполнителей, и технической отточенности мизансцен, и ритма действия. Затем, и пьеса оказалась совсем не примитивным набором брюзжаний ветерана Второй пунической войны на тему "куды котитца наша молодежь, продали госдепу либерасты россию-матушку", скорее наоборот - про драматурга ничего совсем не знаю и выяснить не удалось, но "Как Петюнина против всех была" в сущности нечто среднее (по формату, а не по качеству! по качеству выше минимум на порядок!!) между "Дневником Алены Чижук..." в ЦДР и "Спасти камер-юнкера Пушкина" в ШСП (я бы сказал без стеснения, что пьеса безвестной Фоминой (оказывается, "Петюнину" представляли еще в "Мастерской Брусникина", но я те показы упустил из виду...) сделала бы честь репертуару обоих упомянутых театров, номинально специализирующийся на современной драматургии).

Заглавная героиня Света Петюнина проходит через четыре эпизода комедии все этапы взросления от старшеклассницы в начале до замужней многодетной мамаши к финалу. Сперва она пытается вести бьюти-блог в пику ровесницам-однокашницам, затем, уже будучи студенткой, отправляется на тренинг "личного роста" (или типа того, я тут мало разбираюсь), зрелой и работающей женщиной едет в недельный автобусный тур по Европе, и наконец участвует в спортивных соревнованиях, где встречает "мужчину своей судьбы". Что меня, не скрою, смутило - так это ощущение, что внутренняя хронология пьесы развивается вопреки движению исторического времени, опрокидывает его в обратную последовательность: все-таки в автобусные туры ездили, по крайней мере сколько-нибудь зарабатывающие люди, в 1990-е, а не сегодня, тогда как школьники начали вести бьюти-блоги сравнительно недавно (раньше и возможностей таких не имелось, технологии не позволяли), и куда еще здесь хронологически встроить "тренинги личного роста", тоже не совсем понятно. Пришлось мне от таких сомнений абстрагироваться, благо и основная тема пьесы позволяла, и режиссерское решение эскиза отвлекало от возможных придирок по мелочам.

Подобно тому, как персонажу русского драматурга из Израиля (говорят уже и новый его текст где-то на подходе) Михаила Хейфеца в его сочинении "Спасти камер-юнкера Пушкина" непрестанно по жизни мешал и портил кровь Пушкин, героине Фоминой, обычной школьнице, затем студентке, далее везде Свете Петюниной поперек горла с юности встал Дантес. Вернее как... Сперва досталось Петюниной за то, что на курсах по обществознанию она спутала двух Дантесов - Эдмона с Жоржем - и была грубо осмеяна педагогами (именно с тех позиций, которые я ошибочно заранее приписал автору пьесы...). Потом, стараясь добиться успеха как бьюти-блогер, Петюнина записала видео, в котором поведала миру о своем открытии - что Дантесов было двое и что тот, который убил Пушкина, совсем не тот, который сбежал из тюрьмы и нашел клад... - за это она огребла еще больше, потому что ее сочли поклонницей Дантеса, и Пушкина ей не простили, назвали публично ТП ("тупой пиздой"). Так и повелось - на тренинге "позитивного настроя" уже студентку Петюнину за Дантеса... побили стульями. Оказавшись из-за сломавшегося автобуса в приграничном франко-германском захолустье, Петюнина, гуляя по незнакомому городку, в сердцах пнула кофейный автомат - сама того не зная, что городок этот вотчина Дантеса, он когда-то даже был его мэром, и местные потомки русских эмигрантов послереволюционной волны чуть не вызвали полицию, заподозрив, что Петюнина ломает автомат не из-за того, что он съел ее 80 евроцентов, а кофе не налил, но из соображений идейно-патриотических, следуя дурному примеру множества соотечественников-предшественников - а пока Света разбиралась с автоматом и эмигрантами, в ее отсутствие группу увезли на бесплатную дегустацию вина с обедом, что любви к Дантесу ей опять же не прибавило. И вот спустя время на каких-то международных соревнованиях Петюниной вместо того, чтоб спешить к финишу, пришлось буквально на себе тащить травмированного конкурента, оказавшегося Дантесом... правда, не французским, а финским, но вступившись за него перед организаторами, Петюнина осталась дисквалифицированной... зато вскоре сама стала Светланой Дантес, и маленьких Дантесиков нарожала кучу.

Что называется, "просто повезло"... Ну понятно, что благодушная и к тому же откровенно "женская", пускай и не теряющая вовсе к развязке иронического запала, сюжетная кода со свадьбой и счастливой семейной жизнью не устроила меня по причинам, так сказать, "нетворческого характера" - я бы предпочел увидеть всех персонажей комедии под занавес как минимум с пулей в гниющем животе... И все же впечатление от показа осталось (может, конечно, в силу заранее низких ожиданий...) на редкость "позитивное", и без всякого дополнительного "тренинга". Режиссер Тимур Файрузов - как и драматург Александра Фомина - абсолютно новое для меня имя, и тоже солидный дядечка, не дебютант и не вчерашний студент, слыхал, будто из Норильска. Подростки у него (имени художника в выходных данных эскиза не нашел) в прямом смысле "живут в телефонах" - по образцу сценографии Полины Бахтиной (впрочем, сейчас такая стилистика стало общим местом) из картонных коробок вырезаны и разрисованы "будки", которые служат условно-гипертрофированным обозначением гаджетов, откуда буквально не вылезает Петюнина-школьница и ее сверстники. Потом эти же коробки трансформируются в заграничный кофейный автомат и любые другие необходимые по сюжету элементы "декораций" - получается дешево и весело! Ну и актеры - из которых до сих пор мне сколько-то знаком был разве что за Дантеса выступающий Алексей Финаев-Николотов (по спектаклям театра "Аркадия", а не "Содружества...", конечно) - прям-таки "отжигают не по детски" в движениях хип-хопа и рэп-речитативах, словно до сих пор энергия в них пропадала втуне, однако накопилась и теперь спешит выплеснуться. Не знаю, каковы в целом перспективы дела, на которое замахнулась Ирина Апексимова (я ж вредный скептик, и кроме как "скоро все отмучаемся" иных перспектив для себя не вижу и окружающим не предлагаю... а "черная вдова" почившего "содружественного" лидера будто подняла волчий вой "памагите убивают!!" - что характерно, посредством видеоблогов в интернете!!!), но отдельно взятый "репетиционный" эскиз лично меня как зрителя вдохновил необычайно.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments