Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

загадки три, а смерть одна: Мариинский в "Зарядье", дир. Валерий Гергиев (Вагнер, Верди, Пуччини)

Неожиданно только один третий акт "Нюрнбергских мейстерзингеров" в исполнении солистов, оркестра и хора Мариинки под управлением Валерия Гергиева потянул - без первых двух и даже без увертюры! - почти на два с половиной часа! При том что вступление звучало вполне бодряще, а симфоническо-хоровая кода с подобающей Вагнеру, пускай и "комическому", героической помпезностью. Однако в лирических и философских ариозо, речитативах, дуэтах Гергиев, кажется, преднамеренно, сознательно позволил "здоровому" и "суровому", Вагнером так в этой опере декларативно прославляемому "германскому духу", слабину дать и уступить духу "мутному романскому" (формулировки из оригинального либретто все). Ну и поскольку опера почти целиком строится на мужских голосах, а с ними проблем обычно больше, чем с женскими, если честно, постоянно сбивавшийся на речитацию Михаил Петренко-Сакс и ярко начавший, но не выдержавший на должном уровне целиком "запева" Роман Бурденко-Бекмессер (хотя стоит признать, среди мужского ансамбля он выделялся и был покрепче остальных), не говоря уже о крикливо форсировавшем Андрее Попове-Давиде и не вполне убедительном по части лиризма Сергее Скороходове-Вальтере, на протяжении всего акта отработали очень неровно. Как ни удивительно, самым ярким и самым полноценным вокальным образом оказалась единственная героиня оперы (не считая ее кормилицы-Анны Кикнадзе с крохотной партией) - Ирина Чурилова и про "германский дух" не забывала, и про пластичную женственность своей Евы (в свете новейших социально-идеологических тенденций, конечно, сомнительную - ну да к Вагнеру и пострашнее мизогинии претензии часто предъявляют...); и вообще, как выявил дальнейший оперный марафон Мариинки в зале "Зарядье", Ирина Чурилова, может и уступая в плане "медийности" иным своим партнерам по сцене, артистически по меньшей мере соответствует уровню самому высокому, а я бы скромно заметил, что в чем-то некоторых "звезд" и превосходит (уж точно скромностью, а также художественным вкусом и осмысленностью пения - это как минимум).

Признаюсь, готовился и дальше слушать концертные исполнения - потому изумился от неожиданности, заметив на сцене вторым вечером какие-никакие, но "декорации", если уместно так сказать про четыре серые панели, обозначающие поочередно без перестановок и дворцовые интерьеры, и фасады крепостей, и ведьмину пустошь для колдующих чучундр в отрепьях (художник-постановщик Таня Макхалин), а вдвойне, когда начали выходить артисты в костюмах, причем сразу в железных латах, с мечами, копьями с знаменами, все по-взрослому! "Макбет" Верди показывали в постановки Дэвида МакВикара - довольно известного режиссера в том смысле, что имя на слуху, и спектакли его я раньше (хотя преимущественно в записи) видел, но в еще большей степени, нежели, к примеру, Роберт Карсен или даже какая-нибудь Франческа Замбелло (о последней что-то давно не слышно, а то некуда было деться от ее постановок...), вызывающего вопросы по поводу своей профессиональной востребованности. "Макбет" МакВикара отмечен "картинным", "скульптурным" мизансценированием массовых эпизодов, а также принципиальным, нарочитым отказом от поиска, не то что привнесения, какого-либо свежего, ну или вообще хоть какого-нибудь смысла, содержания в действие: все отдано на откуп поющим артистам. В тех случаях, когда режиссер что-то все же позволяет себе придумывать по мелочам - выходит у него так, что лучше б не придумывал: когда, скажем, для чего-то протаскивают труп мертвого короля Дункана из кулис (до этого его несут живым на троне - понятно, а убитого не проще ли оставить в покое? ясно же, что он не воскреснет....) или к финалу бросают пару веточек "бирнамского леса" на сцену, а Макбет, забоявшись обнаженного меча, спешно убегает опять же за кулисы в страхе... - выглядит это все, признаться, смехотворно. А вот звучит - мощно, и вовсе непошло, хотя зная эту оперу лучше других сочинений раннего Верди - она шла в Большом в постановке Някрошюса -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1537242.html

- идет в МАМТЕ в постановке Гинкаса -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3816191.html

- и до сих пор она мне - забавно, что с точки зрения осмысленности зрелища в версиях, не сравнимых с увиденной здесь... - казалась простенькой, веселенько-легковесной, то есть концептуальной режиссуры не выдерживающей; а тут музыка развернулась прям-таки в полную силу! И благодаря, в отличие от "Нюрнбергских мейстерзингеров" накануне - как раз мужским голосам. Понятно, что Ильдар Абдразаков на высоте всегда, но роль Банко второстепенная, его персонажа довольно быстро убивают, и хотя призраком Абдразаков еще несколько раз походил по сцене весьма эффектно, но, к сожалению, молча (а это не случай, когда "ты не пой, ты ходи" - Абдразаков и в мимансовом образе хорош, но в вокальном плане все же предпочтительнее...). А вот Владислав Сулимский в заглавной партии исключительно поразил, может еще и потому, что я его мало знал до сих пор и не ожидал такого сильного впечатления. Екатерина Семенчук - третий раз за короткий срок певицу слышал... в "Реквиеме" Верди с Гергиевым и в большом сольном концерте с Зангиевым - пела нестабильно, иногда очень здорово, драматически точно, проникновенно; иногда грубовато, с пережимом. Зато порой необъяснимо переключавшаяся подсветка (от Владимира Лукина) удачно скрадывала как "похоронный" грим леди Макбет, которая иначе при последнем своем появлении смотрелась бы ходячей зомби прежде, чем ей следует умирать по сюжету, так и боевую разноцветную индейскую раскраску лиц средневековых шотландских рыцарей.

Как говорится, конец делу венец, а бог троицу любит, апофеозом трехдневного марафона закономерно должна была стать - и стала - "Турандот" с Анной Нетребко в заглавной партии; но тем удивительнее, что и тут Валерий Гергиев предложил не концертное исполнение, а театрализованное, костюмированное действо. Правда, по части содержательно-концептуальной режиссер Шарль Рубо напрягался еще меньше, чем Дэвид МакВикар в "Макбете"; зато художник-постановщик Изабель Парсьо-Пьери и художник по костюмам Катя Дюфло предъявили свою работу в полной красе: принцесса Турандот, появившись вначале как мимансовый персонаж и молча пройдя на верхнем балконе вдоль органной кафедры уже в первом акте (где выход героини не предполагается и вокальной партии у нее нет), далее меняла наряды, а пуще того, невозможные головные уборы с величественностью опытной подиумной модели. Все представление "унесли" на платформу, выстроенную позади сидящего на сцене оркестра - наиболее "выгодными" в результате для близкого обзора неожиданно оказались обычно самые "бросовые" места балкона по бокам от сцены!

Можно пенять на то, что партия Турандот для Анны Нетребко не подходит по голосу, по тембру - ей приходится сильно форсировать, чтоб добиться необходимого "драматизма" своим по природе "лирическим" сопрано, однако даже если не брать в расчет восторги аудитории, приходящей в экстаз от всего лишь простого факта пребывания в одном пространстве с Нетребко (а заодно и с Киркоровым - меня-то скорее огорчило, когда его привели и я оказался у него за спиной, потому что они с Мцитуридзе беспрестанно вслух разговаривали, оживляясь именно на самых "шлягерных" моментах оперы и перекрикивая даже расположенные аккурат напротив тромбоны!) - но нельзя отказать Нетребко в артистической убедительности, вернее, победительности. Кстати, впервые я "живьем" услышал Анну Нетребко как раз с Валерием Гергиевым и тоже не в концерте, а в театральной постановке "Войны и мира" Прокофьева (режиссер Андрей Кончаловский), где она, уже далеко не дебютантка, но еще и вовсе не в теперешнем статусе "суперзвезды" мирового эстрадно-гламурного масштаба, пела Наташу Ростову:


Тогда, на сцене Театра Армии, она производила впечатление - произвела и сейчас, оговорки по части вкуса, чувства меры и проч. в данном случае, по-моему, излишни. Что меня удивило и приятно - качество вокала и артистизм Юсифа Эйвазова; если некоторая брезгливость, присущая части "просвЯщенных мЭломанов" по отношению к Анне Нетребко преимущественно снобизмом обусловлена, то по поводу Юсифа Эйвазова после его выступлений в постановках Большого театра, особенно в партии Германна из "Пиковой дамы", сомнения возникали обоснованные; так что, по несобранности и впопыхах вовсе позабыв, кто еще, кроме Нетребко, задействован в исполнительском составе, я Эйвазова (еще и в гриме, в имидже, придуманном художниками для принца Калафа) не сразу узнал!

Вообще не в пример двум предыдущим вечерам ансамбль солистов в "Турандот" собрался очень ровный: Андрей Спехов, Алексей Тимченко, Олег Балашов - Пинг-Панг-Понг; Альтоум-Виктор Вихров; Тимур-Юрий Воробьев; но особо выделить следовало бы опять Ирину Чурилову - по большому счету, лично для меня, Ирина Чурилова, а даже не Анна Нетребко в статусе "звездной гостьи", фактически оказалась настоящей "примадонной" гастрольного триптиха, сначала как Ева в "Нюрнбергских Мейстерзингерах", где у нее конкуренток в принципе не было, а затем как Лиу в "Турандот", и тут вроде волей-неволей все внимание концентрируется на Нетребко-Турандот, а тем не менее Чурилова спела Лиу столь проникновенно (и вокально безупречно!), что хотя не в пример "геликоновской" постановке Дмитрия Бертмана, где Лиу по сути главная, ключевая роль, и за основу принципиально взят авторский, "незавершенный", оканчивающийся героической смертью Лиу, ее самопожертвованием, вариант партитуры -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3515280.html

- здесь у Валерия Гергиева сотоварищи дело неуклонно идет к празднично-торжественному всеобщему апофеозу с истинно азиатской пышностью вплоть до китайского огнедышащего дракона (спасибо, что не живого, с Гергиева станется, а просто из цветных картонных "паззлов" сложенного), славильному хору и взаимному триумфу Турандот и Калафа друг на другом, спетая Чуриловой несчастная Лиу, даже если отряд не заметил потери бойца, мне запомнилась не меньше выступления звезд-"хедлайнеров" и сопутствующего им парамузыкального-полусветского антуража.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments