Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пиковая дама" П.Чайковского, Опера Цюриха, реж. Роберт Карсен, дир. Станислав Кочановский

Попытки переносить постановки Роберта Карсена в Москву прошли вполне бесславно, судя по записям его работ в оперных театрах мира и на фестивалях те спектакли не лучше, не интереснее, не оригинальнее показанных в Москве, но все это не мешает Карсену числиться среди востребованных и успешных (?!) режиссеров оперы. "Пиковых дам" за "карантинный сезон" и после, да и живьем на моей памяти, видено-перевидено всяких, но цюрихская Карсена - наверное, самая унылая и бессмысленная, даже если не самая уродливая.

Все действие целиком помещено в игорный дом, точнее, в игорный зал некого великосветского салона: он меблирован столами под зеленым сукном, обит зеленым дерматином, люстры и те под зелеными абажурами нависают бахромой - а в конце третьей, бальной картины на подиум из сдвинутых столиков для игры опускается с пафосом, будто это царский трон (хор, как положено, славит отсутствующую Екатерину), гигантская кровать-сексодром, и уже раньше времени обезумевший герой разбрасывает вместо конфетти ворох то ли денег, то ли (что скорее) игральных карт. Далее они с Графиней будут ползать по этой же кровати, пока Германн не доконает вконец растрепанную старуху; автоматически вернется обстановка игральной комнаты, на стол водрузят гроб, и дальше уже действие снова пойдет по накатанной, замкнувшись на то, с чего начиналось - а под оркестровое вступление режиссер выстроил "пролог", в котором герой уже валяется застрелившимся и вокруг него остальные игроки застыли.

Естественно, подобная организация пространства исключает присутствие в первой сцене детского хора; а в третьей купирована - полностью! - пастораль, но, в принципе, потеря-то невелика. Из положительного - вокальная работа неизвестного мне Эдуарда Мартынюка в партии Германна (имиджем он мало соответствует расхожим ожиданиям, связанным с образом безумного картежника, но в голосе его находится оптимальный баланс между "лиризмом" и "драматизмом"); а также оркестр - Станислав Кочановский постоянно выступает (ну по крайней мере выступал до недавних времен) в Москве, но я его как дирижера почти совсем не знаю, и цюрихская запись в этом плане удивила приятно.

Солисты, в общем, достойные - преобладают, конечно, русскоязычные, и в том числе известные, опытные исполнители своих партий (Томский - Роман Бурденко; Лиза - Оксана Дыка; но и Юдит Шмидт - Полина, и Дорис Соффель - Графиня, на уровне), но как же мало для них придумано режиссером, а также и сценографом (Майкл Левайн), и художником по костюмам (Бригитта Риффеншталь), и хореографом (Филипп Жиродо) - предсказуемый, дежурный "блэк-тай", черные "коктейльные" платья, гирлянды "бриллиантовых" ожерелий, все это на зеленом суконно-дерматиновом фоне, и банальные движения вхолостую.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment