Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

скоморох попу не товарищ: "Лес" А.Островского в МХАТе им. Горького, реж. Виктор Крамер

Новый "Лес" в МХАТ им. Горького - вольный или невольный "двойной ответ" и прежнему здешнему "Лесу" с участием Татьяны Дорониной в роли Гурмыжской (я его не видел, но не думаю, что есть хоть какие-то основания для сравнений нынешней премьеры с прежней постановкой...), и неувядающему за семнадцать лет "Лесу" Серебренникова в МХТ им. Чехова (который я, наоборот, совсем недавно в очередной раз пересматривал, но и тут поводов для сопоставлений немного...). Зато приглашение на постановку Виктора Крамера, работающего на стыке театра, цирка и визуально-пластических перформансов затейника из Петербурга, чьи громкие успехи пришлись на 1990-е (в Москве он с тех пор ставил относительно недавно композицию по "Маленькому принцу" для Константина Хабенского с Юрием Башметом, а еще ранее весьма бесславно "Дульсинею" Александра Володина на сцене МТЮЗа... кажется, больше ничего) в МХАТ им. Горького - событие неожиданное; правда, результат - достаточно предсказуемый: Виктор Моисеевич в своем репертуаре; МХАТ что при старом, что при теперешнем руководстве - в своем; на сцене - что-то странное между.

Навороченная декорация - вращающаяся на круге гора из досок, поленьев и стружек, увенчанная машиной с лесопилки, кажется, что проржавевшей, но под конец ее даже удается запустить и она, оказывается, на ходу. Все здесь в динамике, все бурлит и шумит. В первой картине на авансцене Гурмыжская проводит утомительные, на износ, занятия "сводного хора" - разминку для дыхания и голоса: хористами выступают как массовка в комбинезонах, шлемах и очках (тут, видимо, это униформа работников лесопилки, хотя при иных обстоятельствах я бы принял их за парашютистов), так и гости с насельниками поместья Гурмыжской, вооруженные поголовно камертонами, а руководит она ими по-свойски, без стеснения (впридачу к оригинальной музыке Тихона Хренникова-мл. звучат популярные мелодии). В главной женской роли, кстати, обещали Надежду Маркину, ее Гурмыжская была особенно долгожданной; но Маркина перед самой премьерой типа заболела (по версии Эдуарда Боякова - за девять дней, по версии Виктора Крамера - за три, в репортаже "Новостей культура" озвучили среднеарифметические пять), ее заменила Татьяна Поппе, и не скажу о ней ни одного плохого слова, работает заслуженная артистка республики Крым на высоком профессиональном уровне.

Да и вообще спектакль определенно не стыдный, а в своем роде, пожалуй, удачный. И даже Андрей Мерзликин в роли Несчастливцева - если заранее отбросить предубеждения, забыть о том, что Мерзликин из себя представляет (мне это трудно сделать, правда - я его наблюдал иногда в ситуациях настолько безобразных... и на сцене, и по жизни, а про кино и не вспоминаю) - по-своему убедителен, по крайней мере увидеть Несчастливцева пафосным суетливым придурком и навязчивым бездарем давно хотелось. Несчастливцев с Счастливцевым у Крамера - не столько Дон Жуан и Сганарель, не Дон Кихот и Санчо, но два коверных клоуна, и если Григорию Сиятвинде не привыкать к такому формату, то в паре с Андреем Мерзликиным, да еще учитывая, что изначально оба бродячих актера тут превращены чуть ли не в бомжей (один с тележкой тряпья, другой вовсе из мусорного бака... для продолжения странствия Геннадию Демьянычу приходится отрывать лезвия от кем-то брошенных-потерянных коньков, превращая их в ботинки), то это, допустим, забавно; хотя "сганарелевская" сущность Аркашки подчеркивается слишком уж навязчивыми внешними приметами вплоть до беретки с бутафорским страусиным пером; да и характер Несчастливцева во многом определяет его надоедливая инфантильно-капризная присказка-лейтмотив "как гнусен мир!" с интонациями лирического героя песен Валентина Стрыкало (полагаю, Мерзликина отец Василий на то не благословлял - ну так и Виктор Моисеевич не всех пиковых дам из рукава сразу достает...).

На удивление неплохи молодые актеры в ролях Буланова (Роман Титов) и Восьмибратова-младшего (Максим Пушненков) - звезд с неба не хватают, но смотрятся достойно, человекообразно. Иван Рыжиков (опять же оставляя в стороне предубеждения и воспоминания о позорной истории "профкома Таганки") в образе Восьмибратова-старшего молодежи подстать. Аксюша у Елизаветы Базыкиной получилась невзрачная, но милая. Алисе же Гребенщиковой амплуа комической старухи идет куда больше, нежели лирической героини - и в "Лавре" она жалка, а в "Лесе" ее ключница Улита смешна, к тому же исполнительница в полумонашеском "камуфляже" не сразу и узнаваема-то (сюрприз будет!). Да практически каждому персонажу, от болтунов Милонова и Бодаева (первый, впрочем, удался Тимуру Дружкову явно больше, чем Олегу Цветановичу второй) до Карпа Савельича (персонаж Александра Карпенко - моложавый модник, носит пижонскую жилетку, вечно строчит на швейной машинке) режиссером придумана броская "фишка", что в сочетании с массивной сценографией, видеопроекцией, музыкой, пластикой и т.д. придают зрелищу нужный эффект и размах.

Кроме того, текстовой "отсебятины" Виктором Крамером сотоварищи поверх оригинальной пьесы наимпровизировано столько, что за гэгами и скетчами буквально "Леса" не видно; а действие то и дело распадается на самодостаточные эстрадно-цирковые, а иногда и с подтанцовками (хореограф Леша Кот) интермедии - впрочем, по большей части непошлые, а иногда по-настоящему смешные (даже я один раз хихикнул). Смыслов в этом каскаде аттракционов нету вовсе никаких (и, учитывая, что именно под "смыслами" понимается в МХАТе им. Горького - слава богу за все и в частности, за то, что этих "смыслов" нету), но отсюда и вопрос: а как вот этакий забавный, на ни к чему не обязывающие юмористические стружки пущенный "Лес" вписывается в программные декларации о "культурной повестке" и присяге на верность "священным традициям великаго русскаого реалистическаго психологическаго" и прочая и прочая - "художественнаго" номинально! - театра?.. Понятно, что лес рубят - щепки летят, и чем дальше в лес - тем больше дров, а волков бояться - к Боякову не ходить, но так ведь - без "камертона"... - недолго и заблудиться в сумрачном лесу!..

Наверное, поэтому в финале подзатянувшегося балагана требуется "пронзительная лирическая нота" и "просвет надежды" - что выражается в заключительной аллегорической мизансцене, вынесенной прямо к рампе: изгнанные из Пеньков (название усадьбы Гурмыжской) скоморохи с поповской, чуть ли не монашеской благостью застывают в ожидании над засыпанной щепками шапкой, куда они "посеяли" найденный желудь и откуда, стало быть, должен проклюнуться свежий, живой росток будущего вишневого сада (ой нет, это предыдущая премьера МХАТ им. Горького, они же как из пулемета выстреливают) леса.

Шансов на успех, наверное, у этих клоунов побольше было бы, если б недоструганные и нераспиленные герои Островского посеяли золотые монеты, посолили и сказали волшебные слова: «Крэкс, Фэкс, Пэкс!» - для того не помешало бы и регулярное орошение декорации дождем, как предложено для "Месяца в деревне" Егора Перегудова в МХТ, только там перерасход воды напрасный, сено рискует сгнить, а ничего не сажают и не выращивают... - хотя, кроме шуток, по качеству, да и по жанровому формату спектакли Крамера и Перегудова в МХАТ и МХТ абсолютно сопоставимы, МХАТ пожалуй что и поживее будет, а опилки смотрятся всяко не хуже соломы:

На сухую, понятно, из шапки ничего не всходит - хотя к моему удивлению в буфете МХАТ после десятилетнего перерыва опять разливают вовсю игристое (отечественного, разумеется, производства, и может быть даже освященное... не уверен, правда, что МХАТ оскоромился не от Рождества и до поста, а на перманентной основе, все-таки духовность первое дело...) - но осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом компенсируется вопросом на поклонах, сколь искренним, столь и риторическим, со стороны Андрея Мерзликина (вот уж кто не сомневается ни в собственной актерской состоятельности, ни в успехе общего предприятия...): "вы счастливы?!" - совсем как в безвременно почившем "Доме-2", чье "лобное место" сценография Виктора Крамера к "Лесу" в МХАТ им. Горького тоже отчасти напоминает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments