Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

я не знаком с таким понятием, как счастье: "Псих" реж. Федор Бондарчук

Ну если Паулина Андреева действительно сама написала сценарий, да еще без соавторов (и это по временам, когда сочинителями иных эстрадных песенок в две строки из трех слов значатся до полудюжины стихотворцев!) - то ей, возможно, стоило бы до срока оставить карьеру актрисы, концентрируясь на драматургическом творчестве, в противном случае потеря мировую литературу, а с ней и кино/сериальную индустрию, ожидает куда более фатальная, нежели чаемая достижениями Андреевой по исполнительской части компенсация, особенно если говорить о театральной сцене... Кроме шуток - история в "Психе" изложена (кем бы то ни было...) складно на редкость, и характеры по большей части объемные, и настроение схвачено.

Конечно, точность выбора исполнителей, начиная с актера на главную роль, заканчивая эпизодами, в "Психе" тоже определяет немало. Кого-то помимо Константина Богомолова в роли психолога/психопата Олега Астафьева, слетевшего с катушек после исчезновения жены, представить трудно, да попросту невозможно. И под него идеально подобраны основные партнеры, опять же начиная с Розы Хайруллиной в роли матери, которая предпочитает, чтоб сын звал ее по имени Кирой и не "мамкал". Постепенно становится ясно и окончательно подтверждается в последней серии, что Кира сына рожать не хотела, желанным ребенком он не был, а кто его отец, Олег Евгеньевич и к сорока годам не имеет понятия (и не надо говорить, что это невозможно - возможно, заверяю ответственно на основе собственного опыта!).

Момент 40-летия героя (в русскоязычной традиции отчего-то считающийся для мужчин - именно мужчин! для женщин цифра тоже по-своему сакраментальная, но совершенно в ином смысле... - роковым рубежом, настолько, что даже праздновать ни в коем случае эту дату нельзя!) становится точкой отсчета сюжета, постоянно возвращающегося назад, к событиям годичной давности, когда исчезла, без вести пропала Марина, жена Олега, до того пережившая выкидыш, и не без вины мужа (Олег в сердцах запер Марину на балконе, где она, возможно, простудилась, хотя ночь была летняя...), и некоторые знакомые, а прежде всего родители Марины, склонны подозревать Олега чуть ли не в убийстве; официально ему, впрочем, никто обвинений не предъявлял, сам он тоже со следствием не сотрудничал, а продолжает заниматься обычной своей практикой, будучи психотерапевтом, даром что сам только что не клинический душевнобольной, до кучи алкоголик и наркоман.

Фабула не вышла бы за рамки тривиального криминально-мелодраматического формата, если б не принципиальный, концептуальный сценарный ход: не просто главный "псих" здесь - сам дипломированный психолог, практикующий психоаналитик, но и вокруг него считай поголовно специалисты, начиная опять же с матери: Кира, правда, сексолог - но тоже "сапожник без самог", к 60 годам давшая старт очередному раунду "семейной" (ну скажем личной, интимной... совместной) жизни с 65-летним Николаем Степановичем, а вот персонаж Владимира Симонова как раз тоже психолог, и мало того, заведует соответствующей кафедрой; ну и наконец, психолог он тоже потомственный, его мать, с которой он к своим 65 годам продолжает жить вместе с одной квартире до самой ее смерти (происходящей примерно на середине развития событий... мать так и останется персонажем внеэкранным, о ней лишь будут говорить... поминать...), всю жизнь занималась практической психологией - на поминках за столом все собравшиеся ее друзья - бывшие пациенты. Аналогичная ситуация и у Олега - его жена из бывших его клиенток, равно и лучшая ее подруга Вера, которая Олега с Мариной познакомила. То есть если уж не полностью, то в значительной и основной части персонажи "Психа" делятся на практических психологов и их клиентов, причем одни стоят других в плане т.н. "психического здоровья" и первые по отношению к коллегам нередко выступают в статусе вторых.

Впрочем, сюжетная линия Веры (выдающаяся работа талантливейшей Елены Лядовой, и жаль, что с тех пор, как я ее впервые видел у Камы Гинкаса в "Роберто Зукко", она, похоже, окончательно предпочла экран, в основном телевизионный, сцене...) - вторая по значимости в сериале и сквозная, разворачивающаяся параллельно истории Олега, несколько выходит за рамки экстремальные, "психопатологические", отклоняясь в плоскость более привычную, социально бытовую, житейских, проще сказать, бабских проблем: Вера, 42-летняя тетка, провинциальная в прошлом девушка, добилась когда-то по приезде в Москву желаемого, но вдруг - и не без влияния сеансов Олега, надо полагать - развелась с богатым мужем, влюбившись в бедного скульптора Костю на 12 лет ее моложе (Александр Горчилин), а тот привел в дом (в свою квартиру, поскольку оставив роскошный ультрамодный особняк бывшего супруга, Вера осталась без жилплощади) некую Юлю (Нина Гусева), увлеченную "сыроедением", "медитациями" и всякой такой эзотерической хренью, но, в отличие от "старухи" Веры, творческие устремления Кости "понимающую". Это потом Костя выяснит, что по ночам тайком "просвЯщенная" Юля жрет сосиски, но даже это Вере не поможет. А поначалу, не выдержав Юлиного соседства и Костиного пофигизма, Вера и от него сбегает, успев забеременеть - и поскольку работать не привыкла, да и не желает, поселяется у Олега, выдавая с помощью липовой справки будущего ребенка Кости за плод своего с Олегом случайного, по пьяни, совокупления.

Третья ведущая к Олегу сюжетная линия связана с персонажами Игоря Верника и Марины Александровой - оба в "Психе" берут новую для себя актерскую высоту, и если Игорь Верник за последние годы вообще заново раскрылся как актер и кино, и театра (последнее в основном благодаря сотрудничеству с Константином Богомоловым), то глядя на Марину Александрову в "Психе", а до этого в "Домашнем аресте", я каждый раз недоумеваю - ужель та самая, что так беспомощно смотрится на сцене (и совсем недавно опять видел ее в антрепризном "Папе" Владимира Бельдияна... ну просто с чувством неловкости наблюдал за ней, да при партнере в лице Сергея Маковецкого...). Здесь же их сериальные герои одинаково убедительны, при том что ситуация драматургически сперва кажется весьма надуманной: Артем (Верник) - владелец крупнейшей компании мобильной связи - скрытый гомосексуал, хотя временами спонтанно и дающий себе "волю"; Саша (Александрова) - узнаваемый типаж "рублевской жены", про мужа она все знает, ну по крайней мере догадывается и давно не питает иллюзий - но пользуется его секретом, охраняя собственное благополучие; Олег же видит свою профессиональную задачу, чтоб избавить Артема от "чувства вины", чем невольно покушается на стабильность существования Саши, и вдобавок себе на голову, потому что Артем в Олега как бы (ну сам он так думает, и Олег спешит ему разъяснить при помощи все той же "психологии" его ошибку)... "влюбляется".

Плюс к остальному - год как бесследно пропала жена, вконец испортились отношения с властной матерью, алкоголь и наркотики усугубляют не только экзистенциальный, но и чисто профессиональный кризис (чем дальше, тем катастрофичнее, вплоть до приостановки сертификата после того, как Олег пьяный накуролесил во время "паблик-тока") - перед героем постоянно маячит загадочный Игорь, и он, конечно, тоже психолог, а в исполнении Олега Меньшикова сойдет ну если не буквально за "двойника", то за некую "проекцию" воспаленного сознания психолога-психа. Первоначально Игорь - будто бы представитель "этического комитета", куда подал на Олега жалобу раздосадованный Артем, но Артем в том раскаялся и жалобу отозвал, а Игорь никуда не исчезает, наоборот: Олег уже добровольно, даже с энтузиазмом посещает таинственного, только что не "инфернального" Игоря в его кабинете (угловая комната на верхнем этаже полузаброшенного здание какого-нибудь позднесоветского НИИ, сдающегося под дешевые офисы всем подряд), и тот как "психолог" проводит с Олегом сеансы, пока... не оказывается в психиатрической клинике - выясняется, что Игорь давно лишен сам лицензии, признан больным, и Олегу предстает привязанным ремнями к госпитальной койки, без сознания после капельницы.

Клубок сюжетных линий - крепкий, но не спутанный, лишний раз следует отдать должное автору сценария... Основные ниточки тянут за собой побочные, а они вводят в оборот все новых персонажей, и каждый "при деле", будь то Людмила (предполагаемая, но несостоявшаяся суррогатная мать ребенка, о котором мечтает "взамен" потерянного исчезнувшей женой одинокий Олег - роль Евгении Крегжде интересна еще и тем, что актриса в ней полностью сосредоточена на внутреннем переживании героини, хотя чаще, и на вахтанговской сцене, и в комедийных образах проявляет себя через внешнюю эксцентрику: Людмила сперва кажется единственной "нормальной" женщиной и "психически здоровым" человеком в этом паноптикуме - но и ее благополучие мнимое, рушится на глазах, от нее уходит к другой муж, отец ее двоих детей, спортсмен... смешная деталь - уходит, будучи хромым после травмы ноги!), Лена (Анна Чиповская играет одну из пациенток Олега - бабенку-красотку, то идущую на аборт, то резко озабоченную жаждой материнства... все "с жиру" и под влиянием "конкурирующей фирмы", альтернативного психолога!), Наташа (героиня Марины Карповой - секретарша Олега, чуть ли не влюбленная в шефа, на многое ради него готовая, но... еще сильнее озабоченная ипотекой) или Наденька (героиня Юлии Ауг - сиделка покойной матери Николая Степановича, с которой тот начинает сожительствовать, не успев расстаться с Кирой, матерью Олега, женщиной в быту совершенно невыносимой; но "уютная", "вкусная" Наденька старому комичному интеллигенту - а Владимир Симонов очень многое здесь берет от своего аналогичного персонажа из "Домашнего ареста", и еще из более ранней "Страны ОЗ" - тоже быстро становится поперек горло, особенно когда к ней приезжает "гостить" целый выводок родни...).

Тематика "Психа" тоже вопреки исходным заявкам достаточно разнообразна и к "психологии", хотя бы и в самом широком смысле, не сводится - затрагиваются мотивы от "современного искусства" и "духовных учений (в первую очередь это касается линии Веры, точнее, Кости и Юли) до акушерства и волонтерства, пускай Светлана, героиня Кристины Бабушкиной (гинеколог, сама бездетная и повесившаяся над столиком кухни фотографии трех своих неродившихся отпрысков в зачаточном состоянии, она соглашается приютить Веру, когда Олег ее выгоняет, а к Косте она вернуться не может) и слишком одномерна, понятна, проста; а Рита, которую играет Кристина Исайкина-Бергер (аспирантка Киры, она сначала по ее просьбе, а затем по собственной инициативе сближается с Олегом), наоборот, фигура какая-то недораскрытая, невнятная - она, что характерно, тоже психолог (ну по крайней мере хочет им стать и учится), но в сюжете у нее совсем иная функция, и важнее, что она занимается волонтерством, конкретно, участвует в поисковых операциях, как (выясняется по ходу) и пропавшая Марина, и Олег от нечего делать, а пуще того с отчаяния, тоже пытается влиться в "команду", разумеется, безуспешно, и ни с Ритой, ни с волонтерством у него ничего не выйдет, а приглашение Риты в бар еще и обернется тем роковым конфузом на "паблик-токе".

И поэтому когда к финалу столь хитроумно, изощренно завязанные узлы наскоро обрубаются - спустя год "находится" Марина (ну конечно, уже покойная - но прожившая все это время где-то в глуши за Переславлем-Залесским и только сейчас обнаруженная мертвой... вероятно, покончила с собой); сознает себя гомосексуалом и признается в том жене Артем; а Вера, помыкавшись, отказывается от дальнейших интриг и возвращается к матери в провинцию с ребенком в животе и псом Витей на поводке... - не знаю, кто как, а я остался не то что разочарованном, но отчасти в недоумении и огорчении: ради таких простых решений громоздить "многоэтажные" сюжетные конструкции едва ли стоило. Понятно, что "Псих" - это в любом случае не "Содержанки" и не "Хороший человек": уровень мышления задан сразу не тот, не те художественные цели, и даже способ актерского существования иной, нежели в сериалах Константина Богомолова (не исключая и работу Константина Богомолова в качестве актера!), но блин, такого сорта развязки опускают "Психа" ниже, к примеру, "Садового кольца", а дальше уже "Пока станица спит-3" только остается.

Тем более обидно, что в "Психе", помимо, естественно, фигуры Олега (в исполнении Богомолова), образа Киры (по-моему Хайруллина вообще никогда раньше не играла настолько сложных характеров - а я ее помню еще по самарским детским спектаклям!) и много чего еще присутствуют такие персонажи с заделом на выход в совсем неожиданные содержательные планы, как тот же "сумасшедший психолог" Игорь (и Олег Меньшиков ведь тоже давным-давно ничего близко похожего не играл!), а вдобавок Тамара Васильевна (несколько изумительных сценок с участием Татьяны Владимировой) - бабульки с деменцией, которой Вера как "волонтерша"-соцработник приносит продукты и попутно "исповедуется", благо старушка вроде бы прямо в процессе разговора забывает об услышанном - но иногда парадоксально демонстрирует чудеса памяти и здравомыслия; так что и от Игоря, и от Тамары Васильевны ждешь невольно какого-нибудь значительного сюрприза, всяко поинтереснее того, что один - просто "хроник" с диагнозом, а вторая - всего лишь недееспособная маразматичка, и любые подозрения на их счет не оправдываются (увы...).

Самое же печальное лично для меня, что никуда не ведут - как обозначены, намечены в начале, так и поднимаются выше отчасти водевильного недоразумения, отчасти явной психопатологии - взаимоотношения главного героя Олега с пластиковой куклой, которую сыну на 40-летие (!) подарила мать-сексолог (!!) и с которой он живет, спит, а самое занятное, беседует по душам, принимая временами за пропавшую (и затем погибшую) жену. Кукла эта, между тем, для героя важнее, милее, авторитетнее, во всех смыслах дороже и матери (Кира отнимает у сына, забирает куклу обратно - но вынуждена вернуть...), и подруги (как ни "боролась" Вера с силиконовой соперницей - отступить пришлось ей, несмотря на беременность!), и даже воспоминаний о жене (обиженный, расстроенный Олег выставляет куклу на балкон, в точности как Марину когда-то...) - и вот их, Олега с куклой, линия, став основной в переплетении микросюжетов, придала бы сериалу масштаб абсолютно небывалый - вместо того, чтоб все свелось к набору бытовых, иногда смехотворных клише и якобы "жизнеподобных" банальностей, в контексте чего последний кадр - Олег, восседающий над залитым кровью (и застеленном ради чистоты клеенкой) полом своей прекрасной квартиры-студии - кажется не просто высосанным из пальца сюжетно и визуально претенциозным до фальши, но и просто фиктивным: оправдает его разве что второй сезон, и пожалуй, герои "Психа" способны вызывать сочувствие в нужной дозе, чтоб продюсеры его затеяли. Но я бы предпочел ограничиться не просто одним сезоном, но "кукольной" любовью героя в его рамках; остальное - ну так, для "оживления", по необходимости.

"Мы все извращенцы" - говорили про себя персонажи "Содержанок"; от персонажей "Психа" не дождешься "откровений" пошиба "мы все психи" или, как вариант, "мы все психологи", если угодно, при том что обобщающий вывод напрашивается; даже главный "псих" здесь - чересчур простой, понятный (пропала жена, объелся наркотой, мамка в детстве недолюбила - факторы на поверхности лежат полным комплектом), окружающие того проще, и среда их обитания такая же обыденная. Концепция - псих на психологе сидит и сексологом погоняет - прям-таки требует надстроить к сюжету столько уровней рефлексии, за которой и бытовые, и социальные, и даже собственно психологические проблемы героев отошли бы на задний план (как это, между прочим, великолепно удается Константину Богомолову и в "Содержанках", и особенно в "Хорошем человеке"; да не только ему - даже, к примеру, Семену Слепакову в "Домашнем аресте" что-то похожее удалось!), а сериал Федора Бондарчука, не дотягивая, скатывается в качественную, но вполне среднестатистическую криминальную мелодраму, под конец еще и с потугами на безвкусные метафоры, которые, впрочем, достаточно абстрактны и двусмысленны для "задела" на следующий сезон проекта.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments