Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Щелкунчик и четыре королевства" реж. Лассе Халльстрём, Джо Джонстон, 2018

Лассе Халльстрем, и прежде не хватавший звезд с неба, но когда-то претендовавший на статус "серьезного" режиссера, окончательно скатился в формат детского утренника, впрочем, изначально ему присущий и для него органичный, по крайней мере что касается избыточной пышности визуальной стилистики и утрированной актерской харАктерности при скудости драматургической и навязчивом морализме (это к любой из его прежних картин относится почти в той же степени, что и к "Щелкунчику"). С другой стороны, детско-семейный киноаттракцион-блокбастер уж по части морали и, паче того, идеологии даст форму любой "психологической" или "исторической" драме, а "Щелкунчик и четыре королевства" с этой точки зрения образчик жанра сколь типичный, столь и вызывающе уродливый.

Отталкиваясь от еще, видимо, не до конца выработавшего свой ресурс гофманианского мотива, продюсеры эксплуатируют полный набор сюжетных клише, тут и классические "Хроники Нарнии", и сравнительно недавний "Оз. Великий и ужасный": главное, что герой/героиня, попадая из мира человеческого в волшебную страну, сходу не способен отличить добро от зла и позволяет себя запутать, но ввязавшись в междоусобные конфликты местных волшебников (как правило, волшебниц...), переходит на "правильную" сторону. Вот и осиротевшая Клара, вместе с братом Фрицем потерявшая маму и потому отчужденная от безутешного отца-вдовца, после утешительной беседы с волшебником Дроссельмейером и получив переданный им ей в подарок от покойной матери чудесный артефакт - яичко с замочком - отправляется в сказочный мир на поиски ключика, там из-под носа ключ у нее выхватывает мыш(Ь), и это дает Кларе, в которой фантастические твари-аборигены признали наследную принцессу королевы Мари (в миру бывшей лишь матерью семейства...), основания думать, что повелительница мышей, Матушка Имбирь, одна из четырех регентш, стоящих во главе королевств, на которые распалось прежнее единое государство, враждебна по отношению и к ней, и к памяти ее матери, и к остальных трем королевствам, а особенно к королеве Сахарной Сливе, которая полна решимости дать Матушке Имбирь бой, для чего, однако, нуждается в армии беспрекословно послушных оловянных солдат.

Матушку Имбирь и Сахарную Сливу играют, соответственно, Хелен Миррен и Кира Найтли - в гриме, костюмах и аксессуарах, сопутствующих рангу королев-волшебниц, не сразу узнаваемые, но именно они тут и самые живые, убедительные образы, особенно, разумеется, вторая, поскольку тайная злодейка, притворяющаяся невинной, добренькой и уязвимой приторно-манерная красотка - роль куда более выигрышная, чем оклеветанная, но изначально стоящая за правду-матку бабка. Остальные персонажи, начиная с номинально главной героини Клары - рядом с ними просто целлулоидные куклы подстать тем, из которых с помощью изобретенного мамой Клары, королевой Мари (в миру Штальбаум), волшебного механизма, Сахарная Слива (реинкарнация балетной Феи Сирени, кстати) превращает игрушечных солдатиков в пустоголовую, но исполнительную армию, и в которую той же машинкой Кларе удается превратить саму Сливу - типа «не рой другому яму» и «добро всегда побеждает зло», ага.

Добро - идеология и пропаганда, крикливо-безвкусная подача которой, по-моему, должна оттолкнуть даже заранее согласных с исходным посылом. То есть прекрасно, когда все живут друг с другом в мире - но если пересластить и засахарить эту мысль, выводы недолго сделать и противоположные. Вот и в фильме Лассе Халльстрема (со-режиссер Джо Джонстон - умелец по части кинокомиксов и ничем другим не прославился, тогда как Лассе Халльстрем все же сделал себя имя на кинопродукции совсем иного сорта...) Щелкунчик - он же капитан Гофман - из числа тех черных, которые в лунном свете на фоне снежинок кажутся голубыми... И у него имеются два тупоголовых, к финалу посрамленных, демонстративно бледнолицых (но на лицо совсем неприглядных) конкурента. Зато в финале вместо того, чтоб соединиться с Кларой, капитан Щелкунчик остается на волшебном хозяйстве, а пока девочка отправляется к семье в "мир", компанию ему сослужит полуговорящий мышонок из свиты Матушки Имбирь. Расовое разнообразие в полный рост - но почему-то без межрасового романтизма, и основные герои - белые, а чернокожие - либо старик Дроссельмейер (эпизод Моргана Фримена), либо вот отважный и симпатичный, но развития-метаморфозы внутренней либо внешней не предполагающий капитан Щелкунчик (Джейден Фовора-Найт, положим, очень миленький) - лицемерие паче ксенофобии!

В остальном - ярмарки краски, расписные карусели, причудливая механика с шестеренками водяного привода, прянично-сувенирная архитектура и дизайн интерьеров, весь вечер на арене веселые клоуны. Плюс Сергей Полунин на подтанцовках (еще не успевший украсить себя ликом Путина на груди Кавалер Сладостей) и изображающий дирижера этого ряженого кордебалета Густаво Дудамель. А резиденция двуличной милитаристки Сливы - что-то среднее между китайской пагодой, московским кремлем и Василием Блаженным. И авторы, похоже, искренне верят (а не просто выполняют заказ и следуют готовым клише), что достаточно нейтрализовать спрятавшуюся за кремлевской стеной верховную "сливу" и ее "оловянных солдатов", а остальные насельники азиатско-православной крепости разоблачатся и разоружатся добровольно в благодарность за "освобождение"! Что характерно при этом - сало русское едят: чайковские мелодии вовсю используются, мотивчики балета "Щелкунчик" в любых аранжировках узнаваемы и, как все остальное в этой «волшебной» истории, засахарены до сблева.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments