Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

ишак и человек мечтают одинаково: "Ходжа Насреддин" в Театре Наций, реж. Тимур Бекмамбетов

В первую очередь, если не исключительно, имя Тимура Бекмамбетова ассоциируется с визуальными аттракционами - будь то реклама, игровое кино или анимация, у него всегда на первом плане - эффектная картинка, если уж блеск звездочек на ментовских погонах в римейке "Иронии судьбы" и то супервайзеры компьютерными программами дорисовывали! Тем удивительнее его "Ходжа" - образец абсолютно классического, традиционного, старомодного (в хорошем, самом лучшем смысле слова!) театра марионеток, где даже отбивающие эпизод от эпизода титры не электронные, но фанерные и рукописные.

Понятно, что для Тимура Бекмамбетова во многих отношениях Ходжа Насреддин - персонаж не чужой, не просто общекультурный и абстрактный, но родной и близкий. Хотя я, как и все мои ровесники в СССР, наверное, книжку Леонида Соловьева в детстве читали, да и старый советский фильм с Львом Свердлиным, и более поздний телевизионный мюзикл "Гляди веселей" многие смотрели. Но кукольный спектакль Бекмамбетова и героя, и некоторые вроде более-известные истории, с ним связанные, открывает по-новому.

Рассказчиком в спектакле выступает Ишак - ход сам по себе беспроигрышный (говорящий ослик вне конкуренции, ясно заранее!), но еще и очень символически точный: Ходжа остается на протяжении спектакля ярким, но статичным и с этой точки зрения достаточно условным образом, а ишак - героем изменчивым, развивающимся - прокричав "ку-ка-ре-ку!", своеобразный "пароль" Ходжи, ослик следует за Насреддином, попутно открывая для себя радости (но и трудности) свободы, возможности (но и риски) выбора. Обнаруживается у Ишака неожиданно собственная лирическая линия - любовь его к Кобылице, которая из фантазии постепенно становится реальностью; в то время как Махаббат, любимая жена Ходжи, на какой-то период становясь зримой, все-таки остается фантомом, на самом деле она живет лишь в памяти Ходжи - оказывается, попав в эмирский гарем, Махаббат не выдержала и утопилась.

При этом я готов был наблюдать зрелище хотя бы и забавное, а все-таки рассыпающееся на отдельные сценки-скетчи - драматургия в театре кукол неизменно слабое место, по моему скромному зрительскому опыту судя... - а увидел на редкость связную историю, и вместе с тем жанрово разноплановую, где много комичного (и по-настоящему смешного - уж на что меня трудно развеселить, а здесь и я не удерживался местами...), но в основе все-таки непростая романтическая, поэтическая философия, которую ирония только оттеняет (авторы оригинальной пьесы пьесы Тимур Бекмамбетов и Ильгиз Зайниев). Литературные реминисценции и обыгранные в сюжетном контексте хрестоматийные цитаты ("чем меньше женщину мы любим", "мы отдохнем", "с любимыми не расставайтесь") использованы аккуратно, дозированно - в соответствии с "золотым правилом" Насреддина, гласящим: увлекаться "кукареканьем" вредно! - они добавляют юмористических красок пьесе, но не перегружают диалоги и не тормозят действие.

По части кукольной техники я не спец, но работа кукловодов в "Ходже" от начала до конца восхищает виртуозностью - их лица, в основном молодые, увидеть можно только на поклонах, но за делом их рук на протяжении двух актов следишь, не отрывая взгляд. Прежде всего, конечно, это относится к Ишаку - абсолютно живая (сознательно не беру в кавычки - живая!) кукла, буквально от ушей до задних ног! Но и Ходжа, и прочие, и роскошная кукла Эмира Тимура (сперва он всадник, затем пеший странник) - замечательные. Очень интересно придуман и решен образ Кобылицы: сначала это фигура плоская, картонная - эфемерная, как положено мечте, присутствующий лишь в воспоминании/воображении Ишака, который давным-давно Кобылицу увидел и полюбил; но когда Ишак "узнает" ее в кобылице эмира Тимура, та обретает плоть и становится объемной куклой, мало того, оседланная эмиром, она закована в сбрую-броню и неотделима от Тимура, но освободившись от наездника, становится самодостаточной героиней.

Простое внешне и тоже чисто "рукотворное", без каких-либо высокотехнологических заморочек, оформление - изумительная, на грани волшебства, работа художника и автора кукол Анны Викторовой; вернее, технологии здесь - на высшем уровне, просто не новейшие, а древнейшие, и от того, что им сотни, если не тысячи лет, тем больше от исполнителей требующие подготовки, умений... дарования! Захватывающий стилизованными среднеазиатскими мотивами электронно-симфонический саундтрек Юрия Потеенко - постоянного бекмамбетовского композитора-соавтора. Про свет (Александр Сиваев) и говорить нечего. Но помимо остального, конечно, "Ходжу" во многом "делают" голоса актеров.

Главная роль в спектакле Театра Наций логично досталась Евгению Миронову - но главный-то герой здесь Ишак, и пластичный, богатый интонационно голос Миронова идеально подходит для обозначения подвижных, изменчивых состояний ослика, не перестающего благодаря Ходже открывать для себя в привычном окружающем мире и в себе самом новые измерения. Ходжу "озвучил" Константин Хабенский - вообще "закадровый" состав предсказуемо суперзвездный, но все актеры великолепно соответствуют характерам героев, за которых разговаривают, будь то Чулпан Хаматова - Махаббат, жена Насреддина, похищенная в гарем эмира; или эмир Тимур - Виктор Вержбицкий как будто снова в привычном "злодейском" амплуа выступает, но в пьесе и Тимур/Тамерлан оказывается фигурой неоднозначной, диалектичной (у него своя драма, фабула которой мне оказалась знакома по новелле Чингиза Айтматова "Белое облако Чингисхана"... в свою очередь основанной на фольклорных легендах), в итоге под влиянием Ходжи Насреддина он внутренне преображается и следует за Ходжой; первого хозяина Ишака, у которого Насреддин хитроумно его "выкупил", получив еще и денег впридачу, "озвучил" Игорь Золотовицкий (тоже, как и Бекмамбетов, как и Вержбицкий, уроженец Ташкента), Фатиму, еще одну добровольную "жертву" находчивости Ходжи - Инга Оболдина; а Кобылице, возлюбленной Ишака, очень подходит тембр Елизаветы Боярской.

В конце представления зрителям, вслед за героями, предлагают высвободить свое внутренне "ку-ка-ре-ку" - и уж на что я устойчив к подобным призывам, ни в каком интерактиве не участвую, а тут со всеми кричал, честно. "Тот, кто не кричит ку-ка-ре-ку - тот не идет за Насреддином!" К финалу - когда Ходжа и Тимур уходят за "ворота вечности" (эмир еще и в шутку "повредничав" напоследок, все-таки положение обязывает!), а Ишак с Кобылицей вдвоем продолжают путь - кажется, даже охранники-"каратели" плакали, о как.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments