Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

дешевый банчик: "Игроки" Н.Гоголя в Малом театре, реж. Владимир Драгунов

Пересматривая в начале сезона "Лес" Кирилла Серебренникова на сцене МХТ с вернувшимся в состав после долгого перерыва Юрием Чурсиным я подумал, что вот это, наверное, и есть не Художественный, но Малый театр, каким он должен быть в 21-м веке:

При таком взгляде "Игроки" Владимира Драгунова - Малый театр, каким он в 21-м веке быть не должен, и не должен был быть уже в 20-м. Причем не о "старомодности" классики речь, а о том, что под видом классики в накладных усах здесь втюхивается прогорклая, но вполне "сегодняшняя" ..., и в квазиисторические одежки рядят отнюдь не Гоголя, но собственные, до неприличия убогие о нем представления.

Показательно, что уже сценографическое решение постановки (художник Станислав Бенедиктов) не "реалистическое", но условное, и бытоподобие антуража лишь мнимое, соблюдается частично и опосредовано. Правая часть выгородки - абстрактный полупрозрачный пластик; левая - как будто нормальная для "старинного многоярусного театра" декорация стены (с висящей картиной Федотова "Игроки"!), однако на деле и она полупрозрачная, позади нее за столами зеленого сукна рассажены манекены, там же время от времени под музыку Шнитке (Малому мало Гоберника?!) возникает, словно Пиковая Дама, персонифицированная Аделаида Ивановна, что смотрелось бы занятно, да уж больно ход несвежий (если вспомнить, что еще Юрий Иванович Еремин сотворил с "Игроками" в спектакле под названием "Дама, дама... еще дама!"), и она же к финалу примется кружить Ихарева в танго опять-таки Шнитке к финалу. А сверху над сценой нависает абажур отчетливо "модернового" стиля, под конец приходящий в движение (вот тебе и реализЬм! фантасмагория похлеще иных "надругателей над классикой!"), и дополняет обстановку винтажный, но все-таки из совсем другой, не гоголевской эпохи фотоаппарат на треноге, ослепляющий в какой-то момент вспышкой магния.

Вообще-то если уж прибегать к формулировке "извращение классического наследия" - то именно к спектаклям Малого театра, и как ни редко я их вижу, а не первый раз это замечаю, она применима в высшей степени, "Игроки" Владимира Драгунова не исключение, но ровно напротив, типичный, характерный пример. Текст короткой пьесы искусственно раздут на два акта за счет разбодяживания первоисточника препошлейшей отсебятиной, с одной стороны, вплоть до "денег нет, но вы держитесь" (вот что это за "дешевый банчик", а?..), с другой, фаршировки "Игроков" цитатами из более хрестоматийных, школьно-программных сочинений Гоголя, фразы которых (про "святые узы товарищества" и "куда-то несущуюся Русь") здесь уместны, как наличие трупных червей в еще более-менее живом, дееспособном организме.

Вместе с тем артисты наяривают почем зря. Стоит признать, что некоторые эпизодические образы за счет внешнего имиджа по крайней мере соответствуют расхожим представлениям о "классике" - начиная с трактирного слуги Алексея (Станислав Сошников), заканчивая главарем банды шулеров Утешительным, которого играет Глеб Подгородинский, актер местной школы, но яркой индивидуальности, обладающий собственным лицом, которое проступает даже сквозь налепленные бакенбарды, к тому же Подгородинского нечасто (а мне так и подавно) доводится наблюдать в "острохарактерном" амплуа, и его наличие в ансамбле делает "Игроков" хоть сколько-нибудь достойным внимания зрелищем, при том что до антракта, пока несносное занудство первого действия не сменится бестолковой, но все-таки живенькой суетой второго, смотреть на сцену физически невыносимо... да и не на что.

Владимир Дубровский в роли Глова-старшего - тем более печальное зрелище, что немолодой актер из кожи вон лезет, стараясь расшевелить публику, и, допустим, небезуспешно, однако настолько грубыми средствами (выпивают у Драгунова с таким нарочитым, показательным смаком, с каким разве только закусывают у Житинкина - реплики возмущения и требования "не переводить продукт" выдают глубокое погружение режиссера в материал...), что реакция должна бы артиста смутить, усовестить, заставить "прибраться"... но нет, увы; хуже только в "Дальше - тишина", где тот же Дубровский-ст. изображает карикатурного старого еврея. За дурацкими усами не сразу опознается в чиновнике Псое Стахиче несколько лет назад перешедший из МТЮЗа в Малый к отцу Алексей Дубровский - наверное, для перехода у Дубровского-мл. имелись свои резоны, а в Малом он, кажется, и режиссерские амбиции пытается реализовать (не хочу даже проверять, насколько успешно...), а все же променять пускай неглавные роли, но в спектаклях Камы Гинкаса, на тоже ведь второго плана, на возможность говорить со сцены Малого "но вы держитесь", а как раз ему выпала эта почетная обязанность, плюс изображение страха перед пытками подсвечником и утюгом по образцу "бандитских 90-х" (вернее, штампов о них, как они понимаются в "доме Островского"...) и комичные упражнения с поролоновой колбасой в портфеле - ему же досталось "коронное" заявление: "сколько волка ни корми, всех лосей на него не спишешь" (мне это не послышалось?!) - вот не в пример "извратителям классики" такими постановками автор наверняка остался бы доволен не меньше, чем собирающаяся (раньше не понимал, а теперь и подавно - откуда?!) в Малый театр публика!

Впрочем, дешевая клоунада в "Игроках" должна, вероятно, по замыслу постановщика лишь подчеркнуть на контрасте заложенную им - тоже поверх Гоголя, разумеется - в спектакле мораль, и более того, проповедь. Моралистом, что удивительно, оборачивается под занавес незадачливый шулер Ихарев: потерпев неудачу с аферой, он делает выводы, и спешит, пока не закончилось представление, ими поделиться со зрителем - преподать им, так сказать (с высоты своего опыта...) нравственный урок. Не исключено, что тем же Глебу Подгородинскому или Алексею Дубровскому такая задача пришлась по силам - но роль Ихарева досталась Игорю Петренко; выглядит он, хотя годы идут, сносно, а вот чувствует себя, похоже, усталым, по крайней мере азарта в роль не привносит, меланхолия же, внезапно и запоздало обнаруживающаяся в разочарованном герое, ему идет, но спектакля уже спасти не может.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments