Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Эмигранты" С.Мрожека, Ульяновский драмтеатр им. И.Гончарова, реж. Максим Копылов ("Диалоги")

Стимулов пойти хватало с избытком - помимо того, что театр мне, считай, родной, я именно в нем, когда его возглавлял Юрий Копылов (те годы с полным основанием вспоминаются как "золотой век" Ульяновской драмы) увидел почти тридцать лет назад впервые на сцене пьесу Славомира Мрожека, это были "Игры с привидением", и Мрожек после этого надолго вошел в число моих любимых драматургов; а в "Эмигрантах" еще и занят Марк Щербаков - единственный в мире актер, которого я могу назвать своим однокурсником (поскольку не я, разумеется, учился в театральном, а он до того, как поступить на актерское отделение, провел год у нас на филфаке, пока его не вышибли - и мы даже оказались с ним в одной группе! - там же и дебютировал в студенческом капустнике, на пару с другим нашим однокурсником Толиком изображая пьяных сантехников... очччень убедительно... теперь, как выяснилось, Марк Александрович алкоголя не употребляет вовсе, кто б мог подуматЬ!! на фото Марк слева от меня, в белой рубашке); ну и, кроме того, театр "Человек" - гостеприимнейшая площадка, главный режиссер Вова Скворцов и завлит Саша Вислов - милейшие люди, с неизменной лояльностью воспринимающие мои заскоки, а затеянный ими фестиваль "Диалоги", проводившийся второй раз, определенно набирает обороты, если сравнить привлекательность прошлогодней и нынешней афиши, достаточно того, что на "Диалогах" показали свежеиспеченного номинанта "Золотой маски", казанские "5mm/h":

Короче, я пришел бы на ульяновских гастролеров в любом случае, но приятной неожиданностью для меня стало, что "Эмигранты" оказались классным спектаклем! Как ни удивительно, Ульяновский драмтеатр им. Гончарова доезжает до Москвы уже за пост-карантинный период не впервые, чуть больше месяца назад в рамках т.н. "фестиваля и премии А.Джигарханяна" показывали спектакль "Война еще не началась" по пьесе Михаила Дурненкова в постановке Александра Плотникова, тоже достаточно любопытный, и актеры в нем были заняты, которых я с детства помню, а все же он у меня оставил куда более противоречивые впечатления:

Максим Копылов (которого я, естественно, помню студентом) уже поставил десятка полтора спектаклей, я прежде видел один, "Малу" с Зоей Самсоновой и Ириной Янко (и этих актрис, само собой, тоже знаю всю свою жизнь), но там все же пьеска попроще, материал более "самоигральный" для исполнителей, точнее, для исполнительниц:

"Эмигранты" Славомира Мрожека - совсем другое дело, многословная по сегодняшним стандартам, чисто разговорная, без внешнего сюжета, номинально "абсурдистская" комедия, но в отличие от Ионеско и Беккета, при желании читающаяся и как "реалистическая", "психологическая", а отчасти и "социальная" драма. В спектакле она разыгрывается вокруг одного стола, буквально на двух чемоданах, под висящей электролампочкой. При этом, что удивительно, музыкальное оформление (бессменный завмуз Ульяновской облдрамы Олег Яшин) можно было расходовать экономнее - актерский дуэт блестяще справляется с текстом без дополнительных "подпорок", а режиссерски очень толково выстроен ритм, диалоги не мусолятся, не растягиваются, монологи концентрированные, крупные блоки текста спрессованы, поэтому когда наступает пауза, резкий перепад в нужный момент отлично срабатывает.

Но поразительно - и не я один заметил - до чего же пьеса польского эмигранта Славомира Мрожека, написанная в 1973 году, острее, чем несколько десятилетий назад (а для "Человека", организовавшего "Диалоги", это название знаковое, в постановке "Эмигрантов" основательницы Людмилы Рошкован играли некогда Козак и Феклистов; шли в Москве и другие не менее легендарные "Эмигранты" - Валерий Белякович на Юго-Западе играл их в дуэте с братом Сергеем Беляковичем... я видел...), звучит сегодня. Причем и в социально-политическом, и в более широком контексте.

Из двух героев один, АА (его как раз играет Марк Щербаков) - эмигрант "политический", "идейный", по сути "невозвращенец", если оглядываться на реалии, в которых создавалась пьеса; а ХХ (Андрей Бориславский, кстати, с началом войны в Донбассе оказался сперва в Димитровградском театре, а последние три года работает в Ульяновском) - то, что сегодня мы бы назвали "гастарбайтер", на родине у него семья, против властей он не бунтует, но рассчитывает в более благополучной стране скопить денег, чтоб вернуться, обустроить дом и т.п. Вся пьеса - поединок, грубо выражаясь, безмозглого (хотя и на свой лад смекалистого) работяги с бессовестным (но по обыкновению претендующего на статус морального эталона) интеллигентом, второй манипулирует первым, то унижает, сравнивая с собакой, с обезьяной, то превозносит, то шантажирует ложным доносом,поминая всуе Шопенгауэра, в итоге доводит бедолагу, что тот рвет в клочья нажитые непосильным трудом купюры, а затем, очухавшись, пытается удавиться.

Степень условности событий пьесы и взаимоотношений персонажей автором жестко не предписана - режиссер и актеры вольны самостоятельно определяться, превращать ли "Эмигрантов" в эксцентрический фарс, гиперболизировать образы до клоунады, или, наоборот, погрузить героев в быт, под увеличительным стеклом рассматривая, исследуя психологические типы. Максим Копылов с артистами прошли по грани - очень лихо, не закапываясь в характеры, но и не упрощая их до схемы, хотя обобщить типажи получилось скорее в социальном, чем в психологическом аспекте.

Правда, как и в "Малу" в свое время, теперь мне в "Эмигрантах" поперек горла встал финал: омерзительный АА, никчемный демагог и манипулятор (использовавший ограниченного и жуликоватого, но простодушного соседа по съемной комнате в качестве объекта наблюдений для книги, которую якобы собирался писать - но ясно, что никогда не напишет - о свободе и рабстве, фактически превращая товарища в собственного раба без ведома для того), вдруг оборачивается чуть ли не резонером, утешает и напутствует отчаявшегося было трудягу, возвращает ему (и подразумевается, зрителю...) веру в будущее, надежду на лучшее, включает (вместе с электричеством, вырубавшимся на некоторый срок) "свет в конце тоннеля" - хотя столь же очевидно, что мещанские фантазии ХХ не меньшие химеры, чем интеллигентские бредни АА! - и все это под праздничную цветомузыку, благо дело происходит на Новый год.

Ну я - в силу прежде всего собственных воззрений - подобного не переношу (да и по отношению к автору, и с точки зрения элементарного вкуса постановщиком решение финала придумано как минимум сомнительное...), так что концовку "Эмигрантов", считаю, подпортили, увы. Однако в целом от спектакля ощущение, что он и сильный актерскими работами, и зрелищный (при всем минимализме сценографии), и осмысленный... ну просто настоящий театр, без скидок на субъективные лирико-ностальгические факторы.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments