Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

не ради "Славы"

Уже в ночи, вернувшись после очередного прогона "Бесов", теперь уже на Яузе, а не в Барвихе, смотрел запись онлайн-церемонии "Золотой маски", прошедшей утром - и с неожиданным, редкостным интересом, просто не мог оторваться, ведущие Дарья Мороз и Сергей Епишев заслужили премии "за лучшие роли", а организаторам нельзя не отдать должное, что в ситуации совершенно невообразимой им удается работать настолько четко, насколько это в принципе возможно при таких обстоятельствах, и может быть даже сверх того. Тем не менее я и раньше с безразличием относился к призовым раскладам - на любых премиях, не только на "Золотой маске" - а в нынешнем году просто не считаю допустимым не то что обсуждать, но даже хоть как-то его комментировать.

"Артефакт-сюита" Уильяма Форсайта - безусловный шедевр (что, впрочем, было известно задолго до того, как он возник в репертуаре Большого театра); об остальном можно спорить; а за лично мне симпатичных людей я могу порадоваться чисто по-человечески, особенно за создателей спектакля "Зарница", авторов Екатерину Троепольскую и Андрея Родионова, режиссера Юрия Квятковского, актеров - для жюри, между прочим, играл какой-то значительно обновленный состав, который я не видел, при том что смотрел "Зарницу" дважды, и впервые - на премьере, которая совпала с моим днем рождения, у меня тогда подозревали "свинку", а у Юры Квятковского нашли "ветрянку", по каковому случаю премьеру он выпускал в гигиенической маске, на тот момент смотревшейся экзотично (за совместную фотографию мы еще и огребли - дескать, заразу распространяете!), а сегодня она выглядела бы как часть общего, уже ставшего привычным, фона...

Но все это малозначительно в свете, по-моему, более или менее всем - а хуже того, начиная с т.н. "экспертов" (о чем они не скрывая и не стесняясь заявляли вслух!) - очевидного факта, что лучший драматический спектакль большой формы в сезоне 2018-2019 года "Слава" Константина Богомолова в БДТ СПб не был даже номинирован на премию, и откровенно, исключительно по идеологическим, а проще сказать, по цензурным соображениям, да не по звонку из Кремля или самодурству местных властей, а исходя из представлений о правильном, об идейно верном, которые бытуют в не заполненных чем-нибудь поважнее и поинтереснее интеллигентских головах.

В подобном контексте даже награждение "Преступления и наказания" того же Константина Богомолова как "лучшего драматического спектакля малой формы" - по сути не приз, а плевок: "Преступление и на..." - замечательная постановка с восхитительными актерами, в чем мне посчастливилось убедиться лишний раз именно благодаря "Золотой маске", довелось посмотреть сначала на родной сцене "Приюта комедианта" в СПб, но от московского показа впечатления остались гораздо более сильные, однако радоваться за спектакль и его творцов не получается, коль скоро "деноминировали" выдающуюся "Славу", а заодно вовсе не заметили "Одиссею 1936", которая из трех петербургских постановок Богомолова последних лет у меня лично вызывает, может быть, наибольшее любопытство... А нынешние многострадальные неприкаянные "Бесы", думается, отчасти стали, ну или волей-неволей воспринимаются со стороны, "ответом Чемберлену" по случаю такого положения вещей.

Короче, не то что "праздника со слезами на глазах", а и вовсе никакого сенсационного, сколько-нибудь заслуживающего дискуссий крупного события нынешняя "Золотая маска" заведомо не предполагала, пускай виртуальная церемония и получилась милой, оговорки и накладки не испортили ее, но придали живости, спонтанности; трудно поверить, что как минимум некоторых из лауреатов не предупредили о "неожиданной награде" хотя бы за несколько минут до их онлайн-включений, в чем также не вижу криминала, наоборот, отдаю должное организационным умениям и талантам устроителей; прекрасно выглядела, будто со сцены или обложки сошла, Галя Солодовникова в компании сотрудников Большого театра; хорошо и от души говорили Виктор Рыжаков, Дмитрий Крымов, Алексей Кондратьев и многие другие уважаемые, достойные лауреаты; забавно кружилась перед веб-камерой счастливая "дирижерка" пермского "Винила", в блоке номинаций за оперетту/мюзикл собравшего почти все призы (а я его не увидел! хотя до Москвы он успел доехать еще в феврале, но тогда столько всего накладывалось и совпадало... и даже запись трансляции с портала Культура.рф убрали!!); но отталкиваясь от высказанного А.А.Калягиным в связи с "Золотой маской" и какой угодно премией пожелания, чтобы те, кому приза не досталось, отнеслись к ней как к игре, остается пожалеть про себя, что игра не всегда оказывается честной и ведется по единым, для каждого обязательным правилам.

В этом году еще меньше обычного удалось посмотреть (на многое не успел добежать, на что-то не дали приглашений, некоторые показы отменились с концами после нескольких переносов... чрезвычайно досадно по поводу екатеринбургских балетов!), а "длинный список" прочел до середины и ужаснулся - похоже, я вообще пропустил ВСЕ! Но кое-какие из премированных спектаклей все же видел, как и в предыдущие годы, составил список лауреатов, о которых могу судить на основе собственных, непосредственных, субъективных впечатлений:

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, Театр Наций, Москва
ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург
ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Дмитрий КРЫМОВ, «Серёжа», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Мария СМОЛЬНИКОВА, «Серёжа», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Иван ВОЛКОВ, Сирано де Бержерак, «Сирано де Бержерак», Александринский театр, Санкт-Петербург
(к сожалению, видел только в трансляции... ну хотя почему, собственно, к сожалению - посмотрел же)

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Андрей ЧЕРНЫХ, Чепурной, «Дети солнца», театр «Красный факел», Новосибирск
(а вот "Детей солнца" смотрел дважды, и "живьем", и в "трансляции" только что!)
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
Сергей ВАСИЛЬЕВ, Алексей НАДЖАРОВ, «Зарница», Мастерская Дмитрия Брусникина, Москва
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
Мастерская Дмитрия Брусникина и спектакль «Зарница» – «За блестящую реализацию молодым независимым театром идеи современной антиутопии в режиме кросс-жанрового спектакля и дух коллективного творчества»
(а вот "Зарницу" дважды и оба раза "живьем" смотрел!)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
Создатели спектакля «Исследование ужаса» – «За талантливое театральное исследование философии жизни и творчества в условиях внешней несвободы»
(кстати, на основе дневникового отзыва я сделал статью про "Исследование ужаса", она вышла в предпоследнем, 2-м номере журнала "Сцена", пока только на бумаге, но может быть позднее и интернет-версия появится)

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА
Павел ПРЯЖКО, «Сосед», «театр post», Санкт-Петербург
КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Сергей ТАНЫГИН, «Ночной караул», Театр кукол, Йошкар-Ола
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
ТРИ СЕСТРЫ, Урал Опера Балет, Екатеринбург
ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Кристофер ОЛДЕН, «Три сестры», Урал Опера Балет, Екатеринбург
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Айнарс РУБИКИС, «Русалка», Большой театр, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Галя СОЛОДОВНИКОВА, «Русалка», Большой театр, Москва
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Дарья ТЕРЕХОВА, Бьондетта, «Влюбленный дьявол», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Антон РОСИЦКИЙ, Дон Альвар, «Влюбленный дьявол», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Александр ВУСТИН, «Влюбленный дьявол», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ
АРТЕФАКТ-СЮИТА, Большой театр, Москва
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ
ЛИЛИТ, Танцевальный проект «Солянка», Киров
БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Антон ГРИШАНИН, «Зимняя сказка», Большой театр, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Артем ОВЧАРЕНКО, Леонт, «Зимняя сказка», Большой театр, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Алексей ФРАНДЕТТИ, «Стиляги», Театр Наций, Москва
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Хореограф Татьяна Чижикова и драматург Анна Семенова-Ганц – «За поиск нового художественного языка в спектакле «Ударница»
КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»
ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЕ ГРАМОТЫ, «театр post», Санкт-Петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments