Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Одуванчик", Челябинск, хор. Денис Чернышов; "Лилит", Киров, хор. Анна Щеклеина

Обычно я мало хожу на постановки современного танца и в том числе номинированные на "Золотую маску", эти тоже наверняка бы пропустил, когда б их успели привезти весной, там много всего помимо было, но сейчас, ввиду всех отмен и замен, удалось ознакомиться с программой номинации полнее, чем всегда. Завершавшие ее два пластических одноактных моно-спектакля, совершенно разных и даже из разных городов привезенные, концептуально, а не только технически объединились в общий вечер как М и Ж: челябинский (Театр современного танца) "Одуванчики" Дениса Чернышова (он же и автор, и исполнитель) - история сугубо "мужская", посвящена воздушным десантникам (!!); кировская (танцевальный проект "Солянка") "Лилит", соответственно, женская, и ее героиня - аллегорическое воплощение первой библейской (предшественницы Евы) женщине на земле, от которой Бог избавил Адама, но не его потомков...

В "Одуванчиках" много текста, в сущности это полноценный драматический монолог, хотя пластика, и неплохая (Чернышову успешно даются элементы брейк-данса), его не иллюстрирует, а где-то служит продолжением рассказа, где-то даже вступает с ним в некоторое содержательное противоречие. Рассказ ведется от первого лица, но не автобиографический, автор и исполнитель в ВДВ не служил (к счастью для него и к радости для всех), и то ли от души, то ли потому, что нельзя иначе (в Челябинске подавно!) критический настрой в нем если и присутствует (за счет как раз в первую очередь хореографии, движений, танца - "на словах" герой озвучивает в основном "правильные", "дежурные", "одобряемые" наблюдения и суждения...), то отходит на второй план, а на первом оказывается любопытство и чуть ли не симпатия к этому, в общем-то, довольно уродливому (а я бы и грубее сказал!) социо-культурному феномену - политический его аспект в спектакле практически не затрагивается.

При том образ десантника, помимо документальных фото-слайдов в финале, не визуализуется напрямую (вместо формы и беретки на исполнителе майка с надписью "россия", то есть как бы не просто военнослужащий, но воплощает чуть ли не целое государство в себе...), не доводится до пародийной карикатуры и не делается сатирическим, наоборот, симпатия почти лирические интонации порождает, и заглавием этот момент отражен ("одуванчики" - сленговое название парашютистов). В принципе смотрится перформанс неплохо, вопросы же и сомнения провоцирует, связанные не столько с уровнем постановки или качеством исполнения (ничего сверхъестественного, но достойно), но в связи с выбранной темой и углом взгляда на нее. Ну и призыв попробовать в антракте "десантного сникерса" (попробовал, раз такое дело - смесь из яблок, орехов, еще каких-то десертных ингредиентов...) срабатывает - должно срабатывать по крайней мере... - тоже на эмоциональное "приближение" к данному явлению, казалось бы, далекому и чуждому (в контексте искусства, театра, современного танца уж точно!), а не на бесстрастный анализ или скептическую усмешку.

В "Лилит" и вербальный, и даже музыкальный элемент присутствует более скупо, а функцию выполняет несколько иную: моно-спектакль как будто подхватывает ту же тему, которая развивается женской труппой Челябинского театра современного танца в "Несинхронно", которое я посмотрел накануне -

- идентификация женщины, только с оглядкой не на повседневный быт и трудовые будни артисток-танцовщиц, а на библейский прото- и архе- -типический образ. Исполнительница Полина Глухих - молодая девушка, одновременно и очень женственная и, вопреки расхожим представлениям о "женственности", персонаж активный, даже агрессивный, к тому же с короткой стрижкой, что тоже разрушает стереотипные (давно уже, впрочем, разрушенные без того) представления о "женщине". Героиня не только в буквальном смысле "подвижна", коль скоро существует в танце - она постоянно изменчива, словно пытается приспособиться к стандартам "мужского" мира, проявить себя ласковой, податливой, а то и "узнаваемой" (Кармен, Мэрилин...), на многое готовой в ущерб собственным предпочтениям - и все-таки остается сама собой...

Проблема в том, что если "лиричный" мальчик-одуванчик из ВДВ еще может обойтись без "жести" и в частности без "обнаженки", поскольку драматургическая концепция постановки того не предполагает (хотя изобразить десантуру в бане без трусов тоже можно было бы...), то демоничная женщина-Лилит, пластический рисунок образа которой во многом завязан на платье, которое служит ей то коконом, оковами, а то прикрытием, защитой, просто должна под ним оставаться голой, иначе ее рассказ, ее история обессмысливаются, а "фиговые листки" в виде телесного цвета бандажа не "нравственные" или простигосподи "эстетические" нормы оберегают от покушений на разврат, но опошляют затею безнадежно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments