Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ночной караул" Д.Осокина, театр кукол республики Марий Эл, Йошкар-Ола, реж. Алексей Ямаев

Денис Осокин ловко оседлал конька, выдрессированного предшествующими поколениями "магических реалистов" из стран третьего мира, и на нем успешно окучивает свою местную, небольшую, зато эксклюзивную финно-угорскую делянку - в качестве драматурга, прозаика и киносценариста. Пьеса "Ночной караул" написана по заказу театра кукол Йошкар-Олы и представляет собой типичный, нехитрый "трип" горожанина с вроде бы и узнаваемым, русифицированным, но в меру экзотичным - в таких случаях всегда требуется верный маркетинговый расчет дозы экзотики в ее соотношении к узнаваемости! - именем Олёш - тот же Алеша, только "в профиль" (бедный парень рассорился с девушкой, как можно узнать из аннотации, но что совершенно не следует из спектакля...) в мир преданий и тайн родной деревни (куда уезжает, чтоб восстановить душевное равновесие - да какое там!).

Предметно о марийском фольклоре рассуждать не возьмусь, но как и в случае с фильмами Алексея Федорченко по сценариям Дениса Осокина - "Овсянки"

"Небесные жены луговых мари"

и "Ангелы революции"

- спектакль из Марий Эл позволяет с оглядкой общий филфаковский курс "устного народного творчества" и скромные познания в мифопоэтике (на практике я пользовался ими применительно к модернистской прозе, кстати) осторожно предположить, что удельный вес авторских фантазий - и не слишком высокого полета, если честно - в сочинениях Осокина куда больше, нежели полученных в "полевых условиях", из научно-фольклористических экспедиций, не говоря уже о "предками данных", аутентичных материалов и сведений; в чем нет криминала - просто желательно не путать одно с другим; и не воспринимать сугубо литературную выдумку как путеводитель по традиционной культуре народа мари - это все равно что историю Причерноморья изучать по "Хазарскому словарю" Павича.

Только что вспоминал "Калевалу" из Петрозаводска как образец приложения ультрасовременных визуальных технологий к архаичным сюжетам и "народной" тематике -

- кукольники из Йошкар-Олы делают ставку на "хенд-мейд", не пренебрегая даже бумажными корабликами и самолетиками, хотя основная атрибутика, использованная в постановке, изготовлена все же несколько более замысловатыми способами: это и картонно-тряпично-шерстяные маски - весьма выразительные сами по себе, но вот беда, приедаются очень скоро - и макеты деревенских домиков на доске, свисающие книзу крышами над сценой, которая под дерюгой, после того как ее скатают, обнаруживает зеркальную поверхность - однако модель "вселенской деревни" почему-то не отражается в половом покрытии и эффекта единения земного с небесным не возникает, увы (художник Сергей Таньгин).

Однако самое слабое, уязвимое в "Ночном карауле", чего следовало ожидать и опасаться - драматургия. Сперва вернувшемуся в родную деревню, где не был лет двадцать, где давно не осталось никого в живых (похоронив также и маму, чей образ на мгновение всплывет к финалу... вместе с колыбелькой, куда играющий взрослого Олеша как драматический актер исполнитель уложит своего миниатюрного кукольного двойника-ребенка) являются в тех самых масках две "чучундры" - не знаю, как это по-марийски называется, а на русский это не переводится... - и увлекают парня в свой "ночной караул" (якобы принятый раньше в марийских деревнях обычай - назначать дежурных, чтоб не спали, ходили дозором, следили, не возникнет ли где пожар...), заставляют вспомнить детство, соседей, родной язык, наконец. "Вспоминай, вспоминай!", - талдычат с каким-то саентологическим остервенением, и знай себе кружат Олеша, дергают, покоя не дают - блин, уже я вспомнил, уже почти по-марийски заговорил, а Олеш этот все никак!

Ну слава богу, что-то у него в голове, вопреки окуриванию трубками (кстати, а что курят марийцы? и в частности, Денис Осокин?.. вопрос не праздный!) проклюнулось - пошли мини-новеллы, из прошлого материализовались другие, давно забытые героем (а мне как зрителю век бы их не видать!) персонажи: древнее чудище, которое маленький Олеш когда-то матери обещал убить, если встретит, и от того у старухи оторвалось сердце - в виде красного клубка Олеш ей "сердце" возвращает; маленький дружок, чей велосипед Олеш ненарочно столкнул в реку, но испугался и убежал, а второго мальчишку безвинно наказали; тетку с коромыслом какую-то (в чем перед ней проштрафился герой, я уж не уловил....), а также любимую собаку, которую Олеш, уезжая в город, не взял с собой.

К финалу домики на дощечках приспускаются и разворачиваются вверх трубами, как положено - да что-то запоздало... И выплывает светодиодная рыба - якобы воплощающая несбывшиеся мечты как самого Олеша, так и окружающих насчет него. Тут и покойная мама идет по саду подоспела в виде прелестного портрета, и колыбелька подвисла. Разворачивается нудноватое действо в обстановке "тотальной инсталляции", сконструированной, похоже, не в пример пьесе Дениса Осокина, из подлинных деревенских артефактов, наличников, прялок, черпаков, что там еще, и это поначалу внушает доверие, но уровень поселковой самодеятельности спектакля в целом, и особенно сюсюкающие интонации поющих рассказчиков, его вмиг разрушают, умилиться ностальгией по несуразной выдумке так, чтоб сердце оторвалось, не получается, рационально воспринимать, анализировать тут нечего, для этого спектакль не предлагает достаточно поводов.

На память зрителей одаривают сувенирными прищепками с надписью "йуд орол" - "ночной караул" по-марийски. Чем марийский "ночной караул" так уж принципиально отличается от хотя бы нидерландского, известного, в частности, по картине Рембрандта и фильму Гринуэя - не уловил, то есть сильно разные, конечно, традиции в плане чисто внешнем, а по сути то... И все-таки, пускай не в совершенстве за час с небольшим овладел марийским, но по ощущением вслед за главным героем хочется сказать "пырля!", как если б так полнее выражались мои личные впечатления от пережитого.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment