Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

люблю абсурд: "Человек из Подольска" Д.Данилова в Театре на Перовской, реж. Павел Артемьев

На моей личной зрительской памяти - шестая сценическая версия пьесы, пятая "живая" (еще одну, и пожалуй наиболее удачную, Михаила Бычкова в "Приюте комедианта" с Дмитрием Лысенковым, я посмотрел за время "карантина" в записи), четвертая московская и только за последний месяц с небольшим вторая (предыдущая едва-едва отпремьерилась в театре "Около дома Станиславского"), но главное, первая после того, как сам я побывал в Подольске, причем изначально планировал туда отправиться именно по следам даниловского "человека", да там уже спонтанно вмешались побочные факторы и вышло совсем иначе (на свой лад гораздо интереснее, но без Красногвардейского бульвара, 15, без отдельно стоящей "Пятерочки", даже без цементного завода и моста через Пахру из окна электрички - на машине ехали):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4257701.html

Так что реплика в "обезьяннике" сидящего Сережи из Мытищ - "Климовск присоединили!" - для меня отныне не совсем пустой звук. С другой стороны, не только до Подольска добрался я впервые в жизни, но и до Театра на Перовской, как ни странно (хотя прямо от моего дома к Новогиреево идет 36-й трамвай, другое дело, что поездка чуть ли не целиком укладывается в его маршрут и времени занимает немало, плюс трамвай надо ждать). Неизвестно еще, когда бы выпал случай, но знакомый мне по спектаклям в МТЮЗе, а с недавних пор еще и "Kvarteatre" режиссер Паша Артемьев, оказывается, год назад поставил на Перовской пьесу Данилова, которая по частоте мелькания на афишах сегодня является безусловным рекордсменом как минимум среди драматургических текстов, созданных в наши дни. Так все сошлось - ну и ожидания более чем оправдались: не скажу за весь репертуар Перовской (и судя по реакции туземных интеллигенток "Человек из Подольска" - материал им непривычен, мягко выражаясь...), а спектакль Артемьева во многих отношениях приятно удивил, еще и учитывая, что пьеса у меня особого трепета не вызывает.

Плохо замытое красное пятно на полу в ментовском участке меня поначалу напрягло - думалось, ну сейчас начнется: кровавый режим, полицейское государство, насилие над гражданами (оно, конечно, и государство, и режим, и насилие.... просто это все на сцене, как правило, выглядит до того тупо, что дает обратный задуманному результат, "если вы против, то я за") - ан нет, хотя не в пример по-буддистски меланхоличным дознавателям из спектакля "Около" на Перовской —

- менты лютуют активно, стучат дубинками, втыкают в стол нож, размахивают табельным пистолетом - по полной. Однако же и Коля из Подольска представлен в таком виде, что сочувствовать, тем более симпатизировать ему трудно. Неоднозначность характеров (при всей их условности, разумеется), амбивалентность конфликтующих сторон и неочевидность самой природы конфликта (ну определенно проблема не сводится к тому, что козлы-менты - хоть и козлы, понятно, кто ж еще - сцапали ни в чем не повинного чувака и измываются над ним) меня в спектакле Перовской подкупают.

Самое же замечательное (и признаюсь, неожиданное) в этой версии пьесы - музыкальность постановки, и в прямом смысле - от "гимна Мытищ", якобы сочиненного Сережей в заточении и блестяще из-за решетки исполненного, до... "4,33 тишины" Кейджа, в тексте пьесы Данилова лишь вскользь иронично упомянутого, а в спектакле... "звучащего" целиком: выясняется, что горе-музыкант Николай Фролов о Кейдже и "4,33" не имеет понятия, но ему прямо в полицейском участке, в порядке, так сказать, "просвЯщения", шедевр минимализма выдает тот же  Сережа-Владимир Витан, использующий к тому же висящие прутья решетки "обезьянника" как подобие "металлофона" и заодно "камертона" при остальных вокально-пластических упражнениях на "сложные буквосочетаний", которыми полицейские истязают задержанного (мало что я впервые из шести постановок "Человека из Подольска" услышал, как упражнения "ай лёлэ" и "ай пыи" пропеваются не на одной ноте, но секвенциями, я грешным делом поймал себя еще и на мысли, что, как ни смешно, первый раз присутствую на "живом исполнении" пресловутого "4,33" Кейджа!). Вдобавок стол дознавателя и стена участка снабжены "бочками", порождающими объемный барабанный звук от ударов дубинкой, рукой или колотушкой, а подметки обуви полицейских, насколько я уловил, подбиты металлом и в свою очередь позволяют создавать при необходимости аудио-эффект "степа". Наконец в разверстый и огороженный проем сцены уходят книзу три троса, тоже выполняющие функцию наподобие струн, в финале дополняющих "партитуру" спектакля весьма специфическими тембральными красками. Короче, и "камерный репертуар" Сережи из Мытищ, и в целом плей-лист инфернального полицейского участка поражают качественным разнообразием!

Что касается актеров - раньше я никого из них, естественно, не видел, и не знаю, как они работают с иного сорта материалом, но конкретно в "Человек из Подольска" им удается достичь редкостной органики: и полицейским (Первый-Олег Жуков - сухопарый, жесткий, но типа "знающий свое дело" бывалый мент, Второй-Ян Алиев - наоборот, много о себе воображающий юнец), и "госпоже капитану Марине"-Софьей Безруковой (уж как ни ярка была Агриппина Стеклова в этой роли из ярославской постановки Семена Серзина, но актриса Театра на Перовской едва ли не сложнее... ну а Марии Погребничко в "Около" остается посочувствовать, настолько ее роль Марины невзрачна после сделанных режиссером купюр...).

Основные вопросы и сомнения у меня возникли по поводу образа главного героя. Чтоб не соврать - по-моему точнее Дмитрия Лысенкова в "Приюте комедианта" невозможно сыграть Колю из Подольска: нормальный человек в ненормальных, нечеловеческих обстоятельствах - вот, на мой взгляд, единственный сколько-нибудь перспективный ключ к пьесе Дмитрия Данилова, отнюдь не самоигральный (на чем уже многие режиссеры погорели):

Михаил Малинин как будто и следует примерно этим направлением - но постоянно отклоняется то в одну сторону, то в другую. Панический страх у его Николая сменяется приступами необъяснимого веселья, он то готов пасть на пол, скукожиться и чуть ли не забиться в припадке, а то запросто, расслабившись, выполняет заданные ментами "упражнения", за перепадами его настроения трудно уследить, еще труднее их рационально объяснить, вплоть до того, что порой он впадает в раздражительность, становится агрессивнее ментов... Живая, спонтанная реакция - да... Но позволяет допустить возможность ментовской правоты, то есть оправдать "воспитательную работу" (на уровне если не методов, то целей), которой персонажи в полицейской форме занимаются. Пускай "менты" в "Человеке из Подольска" (равно и "курьеры" в "Сереже очень тупом", другом даниловском хите) не социальные типажи, а сущности абстрактные, "потусторонние" считай - "человека"-то они, как ни крути, истязают.. и выходит, поделом ему?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments