Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Сверхновая" реж. Бартош Крухлик ("Висла")

Прошлогоднюю "Вислу" я почти целиком пропустил, видел только фильм открытия, и то с середины, нынешняя тоже, видимо, большей частью пролетит мимо, хотя польское кино смотреть хочется, в том числе такое, как "Сверхновая": лаконичная, на час с четвертью, и драматургически нехитрая, можно даже сказать, что схематичная, но эмоционально очень мощная - пускай тоже с перебором, с "эксплуатацией" - картина.

Молодая женщина решает уйти от мужа-пьяницы, забрав двух маленьких сыновей, и хотя любовь, видимо, не исчезла, но сил терпеть издевательства больше нет, и для острастки она говорит, что идет не к матери, как уже бывало, а к некоему Славеку, чем похмельного супруга окончательно допекает. Муж пытается затормозить проезжающую машину, когда водитель спрашивает дорогу к трассе, вместо этого успевает наблевать на сиденье через окно, его отпихивают, машина едет - и сбивает женщину с детьми. А за рулем оказывается популярный телеведущий Адам Новак, связанный к тому же с политиками на самом верху, и за два месяца до выборов скандал, который ударит по покровителям детоубийцы (мальчики погибают практически сразу, мать еще долго мучается, но и ее не удается спасти, тут же, на дороге, у нее останавливается сердце), пытаются замять. Местные жители, наблюдая манипуляции вокруг места преступления и догадываясь, что дело спускают на тормозах, готовы взяться за вилы.

Вроде бы ключевая для сценария интрига состоит в том, что пресловутый Славек Маковски, к которому как будто уходила от мужа погибшая, во-первых, следователь-оперативник районного отдела полиции, раньше всех с юным помощником прибывающий на место происшествия, а во-вторых, двоюродный брат ее мужа-алкаша, потому он и убийцу, пешком ушедшего с места преступления в лес, но возвращающегося в уверенности, что покровители его отмажут, желает преследовать вопреки распоряжению непосредственного начальника, и пьяному вдовцу сочувствует до такой степени, что позволяет ему инсценировать нападение на себя, отдавая пистолет с расчетом, что безутешный и пьяный мужчина пристрелит обидчика - а тот вместо этого кончает жизнь самоубийством, чем, правда, сподвигает ополоумевшего Адама Новака на публичное раскаяние.

Однако мелодраматическая коллизия постепенно сходит на нет в контексте социальном - главная тема "Сверхновой" все-таки реакция народа на действия властей, от продажной деревенской полиции до столичных бонз. Из отчаяния рождается бунт - что в фильме выглядит несколько скоманно, а все же достаточно эффектно. Жалко только, что обычное и чрезвычайно ценное качество, присущее именно и сегодня почти исключительно польскому кино - умение видеть в бытовом и социальном вечное, космическое, и, конкретнее, мистическое, религиозное, христианское, не впадая при этом в пошлый пафос наподобие православных духовидческих притч, здесь оборачивается слабостью, художественным недостатком фильма. Не спасает даже высокий - опять же для польских фильмов обычный - уровень кинематографической культуры: присланный за окруженным народной толпой Адамом вертолет порождает воздушную волну, которая подается чуть ли не как явление божественное, как сошествие Духа Святого на землю... на деле такой поворот лишь избавляет авторов от необходимости довести до ума сюжетные линии, развязать или, наоборот, потуже затянуть сюжетные узлы.

Ну что вдобавок к "говорящему" имени пережившего "грехопадение" Адама погибших детей зовут Петр и Павел, уточнять не стоит - это нетрудно списать на распространенность подобных явлений в реальной жизни поляков (наверное...). И мало того, в эпилоге, когда история обрывается метафоричным вихрем, в котором вдруг становятся неважными, мелкими частные, земные эмоции, боль потери, агрессия возмущения и т.п. (а почему, собственно, мелкими? очень даже крупные, серьезные это вещи), возникает семья с ребенком, которые, из машины завидя перекрытие дороги и подлетающий вертолет, почитают за лучшее развернуться восвояси - спокойные и равнодушные, они слушают, да и не слушают, просто она фоном звучит, радиопередачу о звездах, запоздало раскрывающую смысл названия фильма: сверхновая звезда возникает при определенных условиях посредством взрыва - и на астрофизические законы накладываются аллегорические параллели, дескать, несправедливость, накапливаясь, рано или поздно прорвется, разразится катастрофа.

Как ни странно, при всех достоинствах формально-стилистических в плане содержательном, мировоззренческим польская "Сверхновая", на мой взгляд, по части восприятия общественных процессов через художественные категории, по глубине анализа и трезвости отношения и к человеческой природе, и к перспективам социального прогресса иные русскоязычные современные картины - прежде всего Бориса Хлебникова, но не только - интереснее, значительнее будут. А с точки зрения элементарного "подключения" к истории, "сопереживания" персонажам даже такие эстетически небесспорные русскоязычные фильмы, как - сюжетные переклички неизбежны - "Майор" или "Завод" Юрия Быкова тоже намного сильнее.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments