Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

солисты оркестра "Musica viva", "домашний концерт": Вивальди, Барток, Крафт, Назайкинская, Барток...

Долгожданный концерт одного из любимейших моих коллективов - оркестра "Musica viva" - да к тому же опять на "репетиционной базе", в особняке среди переулков района Лефортова, такого "обжитого" нами с Костиком-злодеем вечерами последних летних недель. Как же здорово, когда слушателей ненамного больше (а в идеале меньше), чем исполнителей - и не потому, что никто не пришел, а просто столько помещается в зале и нельзя иначе. И если всякие посторонние звуки внутри помещения меня во время концерта бесят (по счастью тут их как раз практически не было), то шум извне, долетающий через окна, будь то природный или городской, удивительно гармонирует, резонирует с музыкой, особенно - парадокс! - старинной, барочной. Ну и программа отборная: примерно пополам барокко и двадцатого века, чуть-чуть с заходом в двадцать первый; хотя откровенно говоря, я бы предпочел, чтоб некоторые интересные и редкие произведения исполнялись целиком, а не фрагментарно, пускай ради этого пришлось бы пожертвовать кое-какими номерами.

Два барочных опуса крупной формы - Кончерто гроссо ор.6 №4 Корелли и Концерт для скрипки, струнных и basso continuo ми-минор RV 273 Вивальди - оба замечательные; Вивальди просто шедевральный и тоже прозвучал ближе к форме кончерто гроссо, сделал его "оркестр", художественный руководитель Александр Рудин по такому случаю сел за клавесин сам; концертом Корелли он дирижировал из-за пульта. А как инструменталист Александр Рудин сыграл с Эмином Мартиросяном две части из дуэта Антонина Крафта для двух виолончелей - музыка эпохи венских классиков, допустим, непритязательная, "салонная", но пресимпатичная, да еще в таком изящном исполнении.

Не лишены изящества оказались и 3 каприса из цикла для скрипки соло Полины Назайкинской, американской уроженки Тольятти 33 лет от роду, сочинение свежайшее, текущего  года - но ощущение такое, что Назайкинская не меня моложе, а постарше Изаи будет: с Новодевичьего кладбище музычка, благонамеренная, популистская, впрочем, коль скоро впервые я с творчеством Назайкинский столкнулся аж десять лет назад (ее творение играл плетневский РНО под управлением еще не столь известного Теодора Курентзиса!) и уже тогда кое-что про нее для себя уяснил -

- остался не разочарован, здесь тот случай, когда исполнитель интереснее автора: прекрасная Елена Корженевич!

А вот забавно, что часть из 2го квартета Кабалевского, 1944 года, даром что Кабалевский и сталинский лауреат, а орденоносец, и черта в ступе, но его ранний опус, под явным влиянием Шостаковича написанный, построенный на синкопированных ритмах, энергичный, произвел впечатление, я б его послушал целиком. Рапсодия для скрипки и фортепиано Бартока в авторском переложении для виолончели и фортепиано еще сильнее "завела", но тут благодаря и собственно музыке, и исполнению: фортепианную партию взяла на себя директор оркестра Марина Бутир (чаще ее доводится видеть за клавесином), а на виолончели солировал Тимур Колодяжный, и для него это, кажется, был дебют в новом качестве, по крайней мере я его соло впервые слышал, ну очень зажигательно вышло: веселье - как в деревенском кабаке, угар, дым коромыслом (рапсодия же на фольклорные темы написана), а изысканность вполне академическая при том.

Ну и в завершении - еще одна улетная вещь, и тоже по-своему раритетная - Прелюдия, ариозо и фугетта на тему BACH Артюра Онеггера, любопытно выстроившая драматургию вечера (который шел, согласно теперешним правилам, без антракта): от благостного, безмятежного барочного кончерто гроссо Корелли - к апокалиптическому, головокружительному вихрю из прошлого века, но опять же не тему, отсылающую к эпохе барокко.




фото Иры Шымчак
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment