Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

приращение стоимости: "Капитал. Карл Маркс. (Первая глава)" в Театре на Таганке, реж. Надя Кубайлат

Серафима Ильинична. Вы это зачем же, молодой человек, такую порнографию делаете? Там женщина голову или даже еще чего хуже моет, а вы на нее в щель смотрите.
Егорушка. Я на нее, Серафима Ильинична, с марксистской точки зрения смотрел, а в этой точке никакой порнографии быть не может.
Серафима Ильинична. Что ж, по-вашему, с этой точки по-другому видать, что ли?
Егорушка. Не только что по-другому, а вовсе наоборот. Я на себе сколько раз проверял. Идешь это, знаете, по бульвару, и идет вам навстречу дамочка. Ну, конечно, у дамочки всякие формы и всякие линии. И такая исходит от нее нестерпимая для глаз красота, что только зажмуришься и задышишь. Но сейчас же себя оборвешь и подумаешь: а взгляну-ка я на нее, Серафима Ильинична, с марксистской точки зрения – и… взглянешь. И что же вы думаете, Серафима Ильинична? Все с нее как рукой снимает, такая из женщины получается гадость, я вам передать не могу. Я на свете теперь ничему не завидую. Я на все с этой точки могу посмотреть. Вот хотите сейчас, Серафима Ильинична, я на вас посмотрю?
Серафима Ильинична. Боже вас упаси.
Егорушка. Все равно посмотрю.
Серафима Ильинична. Караул!

Николай Эрдман, автор "Самоубийцы", после отсидки работал, кстати, в Театре на Таганке, но Юрию Любимову пьесу тогда пропихнуть на сцену не удалось, а когда спустя годы ее все-таки поставили аккурат в том пространстве малой сцены, где сейчас проходит и завершился показом "Капитала" проект "Репетиции", то осуществил это уже не Любимов и о результате лучше не вспоминать. Однако ж эрдмановский Егорушка, на все смотревший "с марксистской точки зрения", волей-неволей приходит на ум в связи с обращением к "Капиталу" как материалу для спектакля, пока еще эскиза. Впрочем, ничего совсем уж экзотичного по нынешним стандартам сам факт появление названия "Капитал" на афише из себя не представляет - немецкая театральная группа "Римини протокол", работающая преимущественно с вербатимом, привозила собственную версию "Капитала" сравнительно недавно (и тоже с пометкой "Том 1", что характерно, может быть Надя Кубайлат на них оглядывалась) -

- а потом в рамках проекта "Своими словами" за "Капитал" обещал взяться Дмитрий Крымов, ну не дошли у него руки, к сожалению. Зато дошли у Нади Кубайлат - в Москве, насколько я понимаю, это ее вторая постановка вслед за "Мой папа - Питер Пэн" в "Сатириконе" -

- но вообще, как сегодня принято, к возрасту слегка за 25 у режиссера (режиссерки, если угодно) в активе десятки названий, разбросанных по всевозможным площадкам и городам вплоть до Шарыпово и Березняков.

Надя Кубайлат, в отличие от Штэфана Кэги и его сподвижников по "Римини протоколу", к Марксу и его "Капиталу" отнеслась если уж не вполне критично, то как минимум не без скепсиса, и, насколько я уловил по прогону эскиза, последнее, к чему она стремилась - разъяснить публике основы марксистской политэкономии, хотя формально спектакль - это лекция, ну или, точнее, лекционная его "линия" служит драматургической канвой. Правда, кроме некоего, особо не вызывающего доверия "специалиста", персонажа Василия Уриевского - обтерханного и косноязычного, с банкой "кока-колы" в портфеле, вооруженного парой истертых фолиантов (Аристотель впридачу к Марксу), пишущего мелом на стене с ошибками, заикающегося и только что не заговаривающегося в духе "есть ли жизнь на Мар(к)се, нет ли жизни на Мар(к)се, это науке неизвестно...", к зрителю выходят, предваряя до начала действия и далее перебивая лектора вставными номерами, еще пятеро артистов (Павел Бессонов, Полина Куценко, Илья Михайлов, Анастасия Захарова, Ксения Орлова) чьи функции в структуре постановке совершенно иные и способ существования тоже абсолютно другой.

По контрасту с занудливой, сбивчивой лекцией о "Капитале" вокально-декламаторский квинтет а капелла выдает что-то наподобие оратории, составленной из рекламных джинглов и речевок - судя по тому, с какой легкостью и радостью подхватывают, в том числе и в режиме "угадайки", собравшиеся на показ зрители, все предложенные мотивчики и рифмы, аудитория эфирного ТВ, вопреки расхожему интеллигентскому стереотипу, не уменьшается и к пенсионерскому контингенту отнюдь не сводится: фразочки типа "вместе мы фруктовый сад", "а ты налей и отойди" и т.д. (уже нередко и вышедшие из практического медийного обихода...), да что там, элементарное "ммм..." опознаются публикой безошибочно, напрашиваются на продолжение, вызывают игровой азарт. Тем большим успехом пользуется юмореска на основе первого акта "Чайки", где герои Чехова мешают собственные реплики с речевками и слоганами из рекламных клипов - умеренно-забавное, на мой вкус, мероприятие, но безусловно, в "лекцию" оно привносит оживление.

Подобранное оформление пространства из растений в кадках (рассказывая, что при кризисе перепроизводства американские капиталисты периода "великой депрессии" выливали молоко на землю, хотя кругом голодали люди, для наглядности лектор поливает деревья из ведра для меловой тряпки) довершает антураж "красного уголка сельской библиотеки", который, надо полагать, режиссер эксплуатирует осознанно и иронично. Трудно поверить, что Надя Кубайлат (1993 г.р.) всерьез марксизмом вооружившись, старается бичевать язвы капитализма, попутно набивая протухшей политэкономической теории художественную цену, изобличать общество потребления и т.д., при том где Маркс с его "Капиталом", а где сегодняшний "консьюмеризм"... Так или иначе, по факту затея если и несет в себе заряд сатиры, то скорее не на капитализм, а на марксизм и, пуще того, на марксистов: в лице центрального персонажа с его неловким выступлением они оборачиваются унылыми никчемными догматиками, а марксистская идеология, которую тут как будто пытаются адаптировать и донести до "широких народных масс", оказывается бесконечно далекой и от "масс", и от их реальной, повседневной жизни, несмотря на все старания "лектора из райцентра", доходчивость его объяснений, наглядность примеров. Эффект возникает обратный, на уровне "не ходите, дети, в школу; пейте, дети, "кока-колу"!

Надя Кубайлат прибегает к структуре, похожей на пьесы Ивана Вырыпаева, где идейное зерно прячется в сталкивающихся потоках мало что необязательных, так еще и взаимоисключающих, но подавляюще многословных пассажей текста. По сути же ее "Капитал" смахивает на стилизованные под лекции сочинения "О вреде табака" (Чехов) или "Правила поведения в современном обществе" (Лагарс), и вряд ли случайно, что постоянно в пример приводя случаи из своей супружеской жизни, лектор-марксист ненароком проговаривается, что жена у него "красивая была", что, как остается предположить, он ее потерял, что, почти наверняка, она ушла, бросила его и, весьма вероятно, по причинам не романтическим, а бытовым, из-за неустроенности, грубо говоря, из-за недостаточности лекторских заработков (хотя иные "марксисты" и по сей день жируют вовсю!), зря что ли училась Кубайлат у Женовача, привыкшего всюду, в любом материале отыскивать "человека" и, стоит иметь в виду, несколько лет назад совершенно замечательно поставившего "Самоубийцу" Эрдмана в СТИ -

Ну или тогда я не догоняю, чего ради хвататься за Маркса, надеюсь, что не из "просветительских" соображений, тогда уж эффективнее за Лакана, за Фуко или какую-нибудь чуть менее занюханную "франкфуртскую школу", за Славоя Жижека, на худой конец, да мало ли, ассортимент "поваренной книги интеллектуала" куда как обширен (я б его сузил)... - когда объявили "карантин" и закрывшиеся театры принялись выкладывать на сайты архивные записи, берлинский Шаубюне показал "Мать" Горького в инсценировке Брехта, поставленную Штайном в 1970-м году, и невозможно теперь без хохота спустя полвека смотреть (даже с выдающейся актрисой Терезой Гизе, играющей Пелагею Ниловну), как западногерманские леваки воображают себе революционную деятельность подпольщиков-марксистов, а уж в нашей буче...

В то же время из чисто формального любопытства, как "задача на сопротивление материала", по-моему "Капитал" Маркса тоже не слишком притягателен; кажется, никто до сих пор, пускай расхожее выражение "может поставить телефонную книгу" в ходу десятки лет, не предпринял в этом направлении активных попыток, есть шанс стать первооткрывателем (с "Капиталом" не получится, все уже украдено до вас!), и по мотивам "телефонной книги" рассказать историю грамотея-бедолаги с неудавшейся семейной жизнью, продемонстрировать нелепую пустопорожнюю догматику сухой книжной буквы (и цифры!), заодно посмешить немного репризами и песенками пошиба команды КВН при театральном институте.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments