Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"С_училища" А.Иванова, Серовский драмтеатр им. А.Чехова, реж. Петр Шерешевский

Ну кто еще мне будет говорить, что видеозапись спектакля "не передает эмоций", дескать? Да меня перед экраном от серовской "Сучилищи" Шерешевского трясло в раздражении и омерзении - а что в зале со мной было бы тогда?! Однако в свое время, когда "Сучилищу" из Серова привозили на "Золотую маску", мне пришлось пропустить показ, хотя после серовского "Трамвая "Желание" очень хотел пойти и даже сходил на другой спектакль театра "Смерть Тарелкина", оставшись разочарован, но не увидел "Сучилищу" и сожалел.

Вообще посмотреть даже в записи постановку стоило - пьеса популярная и я до этого видел две очень разные версии. Точнее, полторы, коль скоро с шарыповской вынужден был уйти в антракте - не потому, что невмоготу смотреть стало, но с легким сердцем, уж больно артисты из Шарыпова "вжились" (боюсь, что даже безотносительно к пьесе, ее персонажам и сюжету) в роли "сучилищ", просто не отделить:

Со спектаклем Семена Серзина в филиале театра им. Пушкина ситуация посложнее, он технологически изощренный и мое отторжение связано оказалось с тем, что режиссер посчитал возможным главных героев "уравнять в правах", типа "гуманистически" подойти к истории, где он какой-никакой человек, а она просто зверюга и только, то есть несовпадения у меня случились мировоззренческие, а как зрелище постановка меня более-менее устроила:

Петр Шерешевский в Серове пошел куда дальше Семена Серзина, не задержавшись на "гуманизме", а прямиком в "мифологизм", поместив современную социально-бытовую (ну ок, психологическую тож) драму в условно-сказочное вневременное пространство морского побережья, для чего зрителей усадил на сцену, а опустевший зал превратив с помощью нехитрой и недорогой атрибутики в "море". Все остальные формальные приемы столь же "оригинальны", как и этот, но применительно к пьесе Андрея Иванова эффект возникает какой-то совсем убийственный. И вот уже "сучилища" - не провинциальная гопота, а чуть ли не Медея, ну в крайнем случае Русалочка, и Андрей Иванов - считай Еврипид, Шекспир, Лорка, на худой конец Андерсен! Але, вы че, рехнулись?!

Отталкиваясь будто от песенки про "дельфина и русалку", Шерешевский если и не возводит убогих персонажей Иванова (уточню, что ничтожны именно персонажи, а пьеса небезнадежная и автор талантлив) на античные котурны, то превращает их в знаки, в эмблемы, одновременно наполняя (предполагая, что наполняет) содержанием космического масштаба, которого эти схематичные (и не по вине драматурга, они просто не могут быть другими) фигурки не выдерживают, лопаются на глазах, как лопается и вся концепция, распираемая режиссерским самодовольством.

Красавица-Танька из хитрой шлюшки-изуверки превращается в кудесницу-наяду, становится "девочкой, что ходит в город продавать камсу", ну препод Сергей, хоть и в холщовой хламиде, остается перезрелым задротом-очкариком, а мама его (актриса "произвела впечатление" еще в "Трамвае "Желание" - какой еще театр осмелился бы такое чудо-юдо на сцену выпустить?! но тут она вроде начальница была... сейчас, я слыхал, уже нет) годится в родительнице Таньке, а не худо-бедно в педагоги с потугами на интеллект, зато уж убийца-рецидивист Костик предстает монументальным, исполинским, опять-таки трагическим героем - с зоны он пребывает... в ладье, с четками в руках. Молитвенные процессии по ходу прилагаются.

С одной стороны, актеры на первом выходе представляются собственными именами и обозначают, кого собираются изобразить. С другой, на искусственном песочке герои ловят, чистят, потрошат, жарят и тут же натурально поедают рыбу. То и это - примочки настолько "второй свежести", что ассоциации с Бергманом или Някрошюсом в отношении драмы из города Серова остается гнать из головы как непристойные. Тем временем в условно-сказочном русалочьем приморье на заднике маячит красный полукруг закатного солнца, звучат музыкальные композиции в стиле рок (ну где трагедия - там и рок, ясное дело), убийца Костик по-харонски увозит в ладье задушенную Таньку (ее отец-инвалид, кстати, тоже в лодке-гробике обитал, одно уж к одному).

Запись, правда, некачественная, слов почти не разобрать, но эмоции передаются с лихвой, градуса повыше я бы не выдержал. Подавно с живой собачкой на сцене, которую сначала персонажи ласкают, а потом героиня по сюжету убивает - и дальше они все ходят измазанные в крови, уж собачьей, рыбьей или так, клюквенным соком, вот этого по трансляции действительно не понять и слава богу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments