Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мечты коллекционера": выставка из собрания Максима Боксера в фонде "In artibus"

Выставка открылась уже при объявленном карантине, то есть закрылась практически сразу после вернисажа, а теперь в слегка обновленном виде продлена, и хотя каких-то совсем уж невероятных вещей на ней взяться неоткуда, зато по мелочи разного-любопытного очень много.

На мой взгляд самое стоящее и "статусное" произведение в экспозиции - живописный портрет, точнее, этюд к портрету (в профиль) Александры Левченко, 1936, кисти К.Сомова. Модерна, символистов и особенно "мирискусников" тут вообще через край, хотя подборка неровная. Есть рисунки Серова - не самые выдающиеся, но даже по ним рука опознается: изображение скульптуры Персея работы Челлини, нач. 1900-х, и эскиз женской фигуры к "Похищению Европы". Карандашный автопортрет Врубеля - вроде совсем "слепой", неразличимый штрих, а приглядишься - так просто изумительный. Очередные "Девушка с гитарой", аж целых две - только что перед этим видел лентуловскую версию сюжета на Крымском валу, приехавшую из Казани -

- а здесь эскизный набросок Лебедева к одноименной картине, 1930, и у Коровина тоже не столь роскошная вещь, как у казанского Лентулова, но тож ничего; хотя поинтереснее коровинские же "Поморы. Архангельская губерния" ранние. Бенуа - и видовые зарисовки, и театральные эскизы попригляднее, чем на персональной выставке в т.н. "музее русского зарубежья" -

- особенно любопытны разработки к балету "Петрушка", 1911 (в "русском зарубежье" у Бенуа тоже есть "Петрушка", но позднейший, парижский, послевоенный), и к "Мнимому больному" Художественного театра, 1912-13. Заметная "Клеопатра" Сапунова, 1909, и его же занятный "Портрет Анфисы Комиссаржевской" (жены режиссера Федора Комиссаржевского), 1910-е. Знакомый по другим выставкам и не терявшийся даже среди крупных живописных полотен Бакста рисунок "Сатир и нимфа", 1895, а также менее приметный "Иосиф и жена Потифара".

Акварельки "Две дамы" и "Пастушок" Судейкина, 1900е, "Весенний день (Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре) К.Юона, "Кладбище в Мартышкино" Е.Лансере, "Сады Боболи" М.Добужинского, "Летний день на холме" неведомого П.Наумова, ок. 1910 (смахивает по технике на Нестерова). А также ходячий скелет на рисунке Марии Якунчиковой за подписью "Ванитас" я счел мифологическим персонажем-страшилкой, по невежеству не смекнув, что это такой барочный жанр, аллегория человеческого тщеславия с непременным присутствием в композиции черепа как основного символического образа (вот так всегда: в какой-то семинарии учитель написал на сочинении «чепуха», а ученик прочел «реникса» – думал, по-латыни написано... здравствуй, ut consecutivum!).

Пара вещей Богаевского - в том числе этюд к "Киммерийской области", 1910 (эту картину из Серпуховского музея я прежде, чем дойти до коллекции Боксера в Ин Артибус, вспоминал на выставке "шедевров из Казани" на Крымском валу, поскольку туда аж две шикарных картины художника привезли).

В изобилии Гончарова - ранний "Архангел Гавриил"; 1909-1910, превосходный рисунок углем "Натюрморт с корзиной", 1920-е; эффектнейший - может быть, после сомовской Левченко самый запоминающийся предмет из всех на выставке - эскиз к портрету Луизы Казати (у модели прическа а ля будущий "взрыв на макаронной фабрике"); трижды неполиткорректное по нынешним временам (расизм, сексизм... а до кучи и бодишейминг!), но мощное графическое ню "Негритянка", 1920-30-е; и Ларионов - множество разнообразных, в основном достаточно интересных рисунков, начиная с ранней (очевидно, ученическая штудия...) "Обнаженной", 1-я пол. 1900х, и далее - "Укротительница", 1920-е (женская фигура, кстати, обнажена, однако внимание на себя все равно забирают львы); "Портрет Дягилева", конец 1920-30-е, узнаваемый издали и четко прорисованный профиль.

Совсем невзрачный, и очень неудачно повешенный - не подобраться, не рассмотреть (но и смотреть-то не на что) ученический "Снег за городом" Петрова-Водкина, 1900-е, и несравнимо интереснейший его же эскиз "Каин и Авель", 1909, к росписям храма в Овруче, и "Идущие", 1900-1910-е. Остроумная картинка Б.Кустодиева "Демонстрация", 1926, где на первом плане из толпы с праздничными революционными транспарантами выделяется русское мурло, которому что революция, что стабилизация, во все века будет едино. Отличная подборка, изначально из полудюжины небольших размеров пейзажей Николая Крымова 1910-20-х гг. (в том числе виды Звенигорода и Тарусы - отчего-то здесь Таруссу пишут через два С, и тогда уж резонно добавить второе Р, чтоб на итальянский лад звучало: Таррусса...), от них после карантина осталось на выставке пять, еще один уехал на временное экспонирование в Саратов.

Следующее поколение художников слабее представлено, хотя можно кое-что выловить: "Карусель" С.Чехонина, 1924; "Купающиеся мальчики" Александры Экстер, 1930-е, довольно распространенный (милая халтурка, на самом деле) мотив в ее творчестве эмигрантского периода; Лев Жегин (Шехтель-мл.) "Семья", 1920 - о семье художника вспоминали недавно на выставке в основном здании Литературного музея, где сын знаменитого архитектора квартировал как раз в 1920-е -

Ну и современные художники разных поколений, направлений и уровня - не знаю, в какой степени их творчество отвечает мечтам коллекционера и где начинается элементарная коммерческая выгода от собирательства подобного рода искусства, а впрочем, местами занятно и оно: Игорь Макаревич - "Портрет Пиноккио", 2006; Яша Каждан - серия "Ноль за поведение", 2002; чуть более ранний, предперестроечный период - Гоша Острецов "У щели дракона", 1982; смешные иллюстрации Виктора Пивоварова начала 1980-х с милыми ирреальными персонажами, в том числе инопланетными пришельцами, к "Скандинавским сказкам" и советской научной фантастике. Наконец, расставленные по галерее объекты от группы АРТ-БЛЯ.

Особо выделена - с оговоркой, что, дескать, какая ж свадьба без баяна художественная коллекция без французских модернистов... - подборка соответствующей европейской живописи, из которой, однако, пейзаж Мориса Вламинка ради какой-то другой работы снят со стены и стоит на полу; другие более или менее именитые импрессионисты и пост-импрессионисты висят "в законе" - Андре де Сегонзак (до недавнего времени я почему-то совсем его не знал, но зимой в Мадридском музее Тиссен-Борнемиса на выставке "Импрессионизм и фотография" увидел сразу много его работ), Альбер Глез (а про этого знаю еще меньше, если честно), натюрморт Оттона Фриеза, "Маяк" Максимилиана Люса, довольно невзрачный по-моему вид "Площадь Сан-Марка" Мориса Дени, 1937, и Андре Дерен, представленный как живописец парой позднейших пейзажей и как скульптор бронзовой миниатюркой "Бюст поэта", 1930-е.

Ну а для полноты ощущений и сбытия мечт - сувенирные бюстики-шаржи на Станиславского, Мейерхольда и др. по эскизам Кукрыниксов, винтажная посуда в шкафах, дизайнерские кресла, которые недолго принять за обычную меблировку выставочного зала и плюхнуться в них задницей.

















Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments