Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Юлий Цезарь" Г.Ф.Генделя, Глайндборн, реж. Дэвид МакВикар, дир. Уильям Кристи, 2005

Передвинуть время действия из античности в период колониальных войн - идея небогатая, но Дэвиду МакВикару по уровню интеллекта и фантазии как раз. При этом от стилизации под барочный театр он тоже не отказывается и на заднем плане у него крутятся валиками барашки волн, а поверх плывут муляжи парусников, к финалу, правда, сменяемые паровыми крейсерами при поддержке дирижаблей с воздуха (сценограф Роберт Джонс). Юлий Цезарь и его войско наряжены в красные мундиры и пробковые шлемы, вооружены, помимо холодного, и огнестрельным оружием, а на шотландских гвардейцах вдобавок еще и килты клетчатые (художник по костюмам Бригитта Риффенштель). Клеопатра, со своей стороны - свободная женщина востока, плясунья-дочь шатров, а по поведению портовая шлюшка, в лучшем случае красотка кабаре (режиссер по пластике Эндрю Джонс и танцевальные движения ей поставил соответствующие), то есть арабо-египетская (ну не эллинистическая же) местная культура в спектакле выглядит словно антураж азербайджанского ресторана или дискотеки на турецком курорте (на египетском, возможно, все точно такое же, просто я не бывал, не знаю). Но поскольку изначально сюжет "Юлия Цезаря в Египте" отталкивается от событий гражданских войн в Риме, постольку на противостояние колониальных завоевателей накладывается драма угнетенных туземцев, которым в постановке отводится роль бессловесного миманса, гостиничных лакеев в фесках с кисточками, прибирающих за белыми господами, откуда бы они ни прибыли, за и против кого не сражались бы.

Однако стоит признать, что выступающая за главного белого гетеросексуального колонизатора, самовлюбленного щеголя Юлия Цезаря меццо-сопрано Сара Коннолли великолепна не просто как вокалистка, но и как актриса, в ее образе абсолютно не чувствуется привкус травестии. Скорее уж женственным кажется - но это по задумке и даже в оригинальном либретто предполагается - основной антагонист Цезаря, египетский царь Птолемей, брат коварной, соблазнительной и бесстыжей Клеопатры, евнухоидный истеричный вояка - совершенно потрясающий, вдобавок виртуозно проделывающий сальто на арии в начале 3го акта (хореограф тут выступил немножко тренером по художественной гимнастике) контртенор Кристоф Дюмо, он же пел Птолемея в составе американской версии той же постановки МакВикара, перенесенной в Метрополитен-опера (которую я семь лет назад в кинотрансляции не досмотрел до конца, чистого хронометража в ней почти четыре часа, а там еще и антракты не вырезали):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2576871.html

Сама Клеопатра, героиня Дэниель ДеНиз, раскована поболее, чем любая европейская современная дама, не то что женщина 19-го-начала 20-го века, и даже позволяет себе использовать урну с прахом Помпея в качестве подставки для зонтика... впрочем, выглядит она так, что все ей можно простить! Зато куда как скромнее - но и чопорнее, особенно к помпезному финалу ближе, Корнелия (Патрисия Бардон), "несчастная", однако ненадолго оставшаяся безутешной вдова Помпея, чью отрезанную голову Цезарю, несмотря на весь случившийся за без малого два тысячелетия цивилизационный прогресс, с преждевременной гордостью преподносит полководец Ахилла - кстати, на редкость убедительный в своей брутальности Кристофер Мальтман.

Подавшийся в средиземноморские партизаны Секст, осиротевший и мстящий за отца сын Корнелии и Помпея - драматургически самый уязвимый персонаж, выпадающий из предложенной режиссером системы исторических и идеологических координат, да и Анжелике Киршлагер, при всех достоинствах вокала, меньше идет мужской, а подавно военный костюм (с пулеметными лентами крест-накрест!), нежели Саре Коннолли в роли Цезаря. Но к финалу окровавленные призраки поверженных врагов, Птолемея и Ахиллы, оказываются в одном ряду с победившими Цезарем и Клеопатрой, с удовлетворенными таким исходом Корнелией и Секстом. На заднем плане вновь остаются угнетенные и униженные аборигены-уборщики с метелками и швабрами: триумф империализма и колониализма налицо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments