Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

только позитивные новости: "Белый шум" О.Михайлова в Театре на Таганке, реж. Галина Полищук

Показы в рамках проекта "Репетиции", который возобновляется ежегодно, лучше не пропускать, потому что за пять лет могу навскидку припомнить - а видел я далеко не все - пару интереснейших, вполне перспективных эскизов, которые полноценными спектаклями так и не стали, в репертуар не вошли (особенно жалко вырыпаевских "Иллюзий" в постановке Алексея Золотовицкого с участием возрастных актеров-"звезд"). С другой стороны, гарантий качества тоже никто не дает - на то и "Репетиции". Однако к участию в проекте привлекаются не только юные дебютанты. Галина Полищук - состоявшийся режиссер, и по тем ее постановкам, которые я видел раньше, сначала "Вей, ветерок" Латвийского национального театра по хрестоматийной драме классика латышской поэзии Яна Райниса (Полищук и сама уроженка Риги) -

- а затем "Олеся" Куприна в театре "Et cetera" -

- у меня сложилось впечатление (еще и с оглядкой на факт, что Галина Полищук - ученица Бориса Юхананова), будто ее в минимальной степени волнует сиюминутное, злободневное, но вместе с тем ей интересно через классику добираться до каких-то фундаментальных структур, которые способны старое и новое, архаичное и актуальное связать. В "Вей, ветерок" это получилось органично, в "Олесе", которую я первый раз, кстати, смотрел на прогоне, тоже, казалось, будет прорыв, но когда я пришел спустя время на спектакль, увидел какую-то куцую версию, где намеченное изначально направление режиссерской мысли до такой степени потерялось, что я решил, оно мне на прогоне помстилось.

"Белый шум" довелось смотреть не просто в формате эскиза, предполагаемого "Репетициями", но опять же на прогоне - шел он, впрочем, гладко, потому скидки вроде и незачем делать, но и того, чего от Галины Полищук стоило ожидать, в увиденном я не обнаружил. Драматург Олег Михайлов - тоже отнюдь не "темная лошадка", его "Клятвенные девы" идут в ЦДР в постановке Алексея Золотовицкого -
- а в "Подлинной истории Фрекен Бок" свою лучшую, пожалуй, театральную роль за много лет сыграла, увы, ныне покойная Екатерина Дурова -

- но если уместно судить по представленному эскизу, в "Белом шуме" на "магический реализм" и всяческие условности нет и потуг, пьеса чисто социально-политическая, а это продукт сколь скороспелый, столь и скоропортящийся, добавить в список новостей заявление Собянина о том, что второй волны ковид-эпидемии не будет, технически дело нехитрое, к премьере, если она состоится впоследствии, легко еще что-нибудь с пылу-с жару вставить в строку (вообще-то опус Михайлова напечатан в 2012-м), но сюжет, а главное, пафос, который отталкивается от более менее конкретных реалий, фатально растворится в том самом "белом шуме", о котором толкуют авторы, попадет в пустоту, которую, насколько я понимаю, драматург, и режиссер вслед за ним, по мере сил стараются заполнить.

Действие происходит в студии и офисе радиостанции - станция федеральная, а новости городские, ну да ладно, это мелочи. Важнее, что Евгений Акулов (Александр Резалин), немолодой радиоведущий и журналист, честный, отважный, даже битый, но восстановивший здоровье, пришел работать в контору с программной установкой на "только положительные новости", полгода проработал, собрался увольняться. Тут подоспел и обещанный какими-то пророками "конец света", да не состоялся, зато произошло непредвиденное: художница-активистка Оля, которую пожилая акула эфира Евгений проинтервьюировал и прославил, была арестована по сфабрикованному делу о наркоторговле, но сбежала по дороге к суду из перевернувшегося ментовского авто, и пришла, конечно, прямиком на радиостанцию, откуда ее снова забрали. И вот Акулов оказался перед выбором: выдать в эфир напоследок "всю правду", или промолчать от греха.

Ну там попутно еще вырисовывается сразу несколько любовных треугольников с участием того же Евгения (акула не по возрасту сексуально активной оказалась, и не в пример активности гражданской на половом фронте не особо воздержанной), и аналогия с "Санта-Барбарой", которую саркастично приводит начальник - он же и "стукач", или попросту "гнида обыкновенная", как его характеризует Евгений, будучи сам, что называется, "глубоко порядочным человеком с безупречной репутацией" - вполне точна, а все-таки гражданский, политический, протестный пафос пьесы, бесхитростно выданный актерами Таганки со сцены (некоторыми прям с перебором) забивает мелодраматические коллизии напрочь, и ассоциации по ходу возникают не столько с голливудскими образцами (хотя там истории про "честных журналистов" выпекаются промышленным способом), сколько с местными и не очень свежими.

Наверняка Олег Михайлов, как все его ровесники, я тоже не исключение, по малолетству смотрел фильмы типа "На Гранатовых островах" и схожие по сценариям Генриха Боровика, Юлиана Семенова, Сергея Михалкова и т.п., где в далеких, чаще вымышленных странах прогрессивные журналисты стремились донести до мира правду - само собой, о происках американской военщины, хищничестве империалистов-эксплуататоров, неонацистских заговорах при поддержке, несомненно, госдепа и ЦРУ (вот это как раз, в отличие от ковида, не новостная информация, а "вечные ценности") - и гибли в неравной борьбе, я только что еще одну картину из этого ряда недавно впервые увидал -

- но советские боровики по крайней мере халтурили откровенно, бессовестно. Сегодня тоже можно так, но в "Белом шуме" и драматург, и режиссер, и актеры стараются оставаться в рамках одновременно и "высокой идейности", и мало-мальски хорошего вкуса, а это задачи для злободневной "политической" пьесы несовместимые (если, конечно, ты не Том Стоппард... но автор "Белого шума" - не Стоппард). Как вариант предлагается героя в статусе понизить (незачем ему идти до конца и гибнуть...), дабы его функцию переложить - при добровольном согласии - на зрителя: мол, старые акулы подрастеряли зубастость (у них и плейлист "несогласных" песен соответствующий, гвоздь программы - "Последняя осень" Шевчука), ну так давайте же... На самом деле, понятно, никто и не ждет, что из зала хотя бы станут кричать, подобно истории во время премьеры горьковского "На дне", в духе "долой самодержавие!", не говоря уже о последствиях более практичных - достаточно общего молчаливого согласия в "протесте", и пожалуй, оно к лучшему, а то что же: только-только после "карантина" открылись театры, опять же проект "Репетиции" в самом начале (впереди еще три показа), и сразу давай рот разевать?... Да и неудобно из-под маски - забота о здоровье прежде всего. Что касается сути вопроса, то каждый решает за себя, и лично я давно решил: если все эти "глубоко порядочные люди с безупречной репутацией" - "против", то я - "за".
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments