Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

дом-музей Андрея Белого в Кучино

Еще месяц назад я не знал о существовании этого музея - пока о нем не написала живущая на даче в Салтыковке и обнаружившая его во время прогулок Александра Валерьевна (спасибо, Саша, за наводку!). Между тем музей открылся больше пятнадцати лет назад, и уже почти пять лет как напротив через дорогу возле "зоны отчуждения" пробегающих электричек поставили памятник Андрею Белому. Редкость уже то, что памятник вышел человекообразный, но еще важнее, что не в пример большинству других, особенно крупных литературных музеев-усадеб ближнего Подмосковья - Шахматово, Мелихово, Мураново - домик, где с 1926 по 1931 гг. жил Андрей Белый (Б.Н.Бугаев) со своей последней женой Клавдией Николаевной, не просто абсолютно сохранный, но и, что совсем уникально, до сих пор жилой.

Понятно, что 84-летняя хозяйка и ее родня не имеют касательства не то что до Андрея Белого, но даже и до владельцев дома его времен, когда Белый с Клавдией Васильевой снимали здесь комнаты - а Белый, что тоже стоит иметь в виду, выбрал Кучино именно для постоянного проживания, и хотя за три года до смерти уехал (овдовевшая хозяйка превратилась в «монстра»), на пять с лишним лет обосновался здесь относительно прочно, не как на даче, наоборот, летом выбираясь отсюда путешествовать на Кавказ или в Крым. Семья, в собственности которой находится постройка с участком, въехала сюда в 1980-м. Позднее участок подвергся размежеванию, а проданная территория застройке - при Белом сад был очень большой, но и сейчас не маленький; сам домик симпатичный, правда, с туалетом во дворе и ручным водоснабжением оттуда же.

На первом этаже, где помещались жилые комнаты самого поэта - хозяйская территория, и лично я бы пришел в ужас от соседства с музеем и его посетителями, но старушка, говорят, рада гостям; мы ее видели немножко издали, могу только подтвердить, что комнаты ее не только не заперты, но и двери в них распахнуты настежь, хотя туда, конечно, никто не ходит. А на втором этаже, где была комната Клавдии Николаевны, гостиная и, что особенно примечательно, веранда - музей, филиал городского краеведческого (г. Железнодорожный), который эту часть дома у пенсионерки арендует.

Заведующая музеем, она же экскурсовод и единственный смотритель - Юлия Анатольевна, ей же следует звонить на моб., если возникает желание в музей прийти: при нас дважды звонили и одна тетенька (местная, железнодорожница), пришла без предупреждения: стало быть, не зарастет и сюда народная тропа! Меблировка вся из подбора сообразно эпохе 1920-30х гг., посетителей честно ставят в известность, что подлинных, мемориальных вещей Андрея Белого в музее нет, они все в музее-квартире на Арбате, где я, кстати, был первый и последний раз около четверти века назад... - надо бы сходить заново, тем более, что много предметов оттуда сейчас выданы на выставку "Мы храним наши белые сны..." в "Гараж" - название, кстати, по стихотворной строке Андрея Белого дано - а она днями закрывается и экспонаты вернутся на место -

- но есть любопытный нюанс. Разгребая мусор, прежними поколениями хозяев и жильцов сваленный по углам, нашли груды морских камней - скорее всего, тех самых, которые Андрей Белый чемоданами (к неудовольствию сожительницы Клавдии Николаевны, тогда еще не расписанной) тащил с юга из поездок - камни с оговоркой и можно считать "мемориальными".
Остальное - реконструированный, конечно, скромный интерьер (но быт у Белого и был, по его собственным словам, "небуржуазным", без излишеств); на письменном столе веранды - труха какая-то, да не по недосмотру - хозяйский кот полюбил на нем спать, и не жалко, мебель-то "подобранная", но теплым днем Василий, пока мы находились внутри, все это время - считай два часа! - продрых в кустиках земляники на огороде. Мило, что вопреки обыкновению, принятому в исторических домах-музеях, подавно деревянной застройки, тут не просто пускают на веранду, но и открывают окно с видом на памятник, то есть обстановка самая простецкая, располагающая, демократично-дачная, пускай вокруг давно все заставлено многоэтажными типовыми "коробками".

Рассказ об Андрее Белом, естественно, ведется нынче с упором на "любовь к родине" (хотя в рифму Россия-Мессия поэт вкладывал смысл совершенно не тот, что принят сегодня за аксиому, скорее даже обратный), а какие чувства у него вызвали бы стихи местных поэтов, ему посвященные и тоже включенные в экскурсию, я боюсь вообразить... Равно и картины местной художницы - она неожиданно за время нашего визита собственной персоной объявилась, привела своего гостя, итого набралось пять посетителей одновременно, для столь небольшого пригородного музея внимание немалое и успех грандиозный!

Экспозиция и экскурсия при том охватывают не только "кучинский" и в целом послеэмигрантский период жизни Андрея Белого - пусть акцент сделан, резонно, на второй половине 1920-х и на знаменитых людях, посещавших здесь поэта (от Михаила Чехова до юного Арсения Тарковского, который будто бы приехал в Балашиху, но заблудился и тогда только вспомнил, что неподалеку Белый живет, ну и отправился к нему) - а всю его жизнь, впрочем, не столь долгую.
В первых числах января 1934-го Белый  на редкость удачно, не дожидаясь, пока убьют Кирова и всего, что последует затем, скончался от паралича дыхательных путей, его тело с почетом сожгли в только что открывшемся на месте бывшего монастыря Донском крематории, которому, кстати, посвящена действующая ныне в Музее авангарда на Шаболовке выставка -

- и захоронили урну с прахом на Новодевичьем кладбище, что тоже произошло куда как своевременно, иначе он рисковал бы с большой долей вероятности разделить судьбу, к примеру, безнадежно планировавшего инсценировать роман "Москва" режиссера Мейерхольда, который с Зинаидой Райх снимал дачу неподалеку в те же годы и далее вплоть до 1939. Их домик чудом тоже сохранился - музея в нем, разумеется, никакого нет и не предвидится, стоит он теперь за высоченным забором, но зато не подвергшийся ни разрушениям, ни заметным перестройкам за многие десятилетия, и все-таки с мемориальной табличкой-барельефом в окружении высоченных, поди возрастом старше Мейерхольда с Белым, елок: при наличии острого желания, свободного часа и технических возможностей (колес) его можно отыскать чуть в глубине от проезжих дорог внутри лесопарковой зоны рядом с какой-то новорусской, балюстрадами обнесенной "элитной" недвижимостью.













Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments