Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Похождения повесы" И.Стравинского, Глайндборн, реж. Джон Кокс, дир. Владимир Юровский

Ретро-стилизация всегда выигрышнее актуализации - благо особых интеллектуальных затрат и фантазии не требует, а только вкуса и чувства юмора; правда, не предполагает и прорывов, сенсаций, откровений - зато почти на сто процентов страхует от провала. Однако спектакль Глайндборнского фестиваля в декорациях Дэвида Хокни - уже и сам по себе ретро: я не уловил, когда сделана - для французского телеканала - запись с Юровским (в этом году постановку должны были в очередной раз возобновлять с другим дирижером, но фестиваль по известным причинам отменили - так ведь и Юровский не первый по счету за пультом этого "Повесы"...), а премьера состоялась аж в 1975 году и как раз с нее, после нескольких предыдущих то ли неудачных, то ли опередивших время (то ли, наоборот, отставших от времени... история давняя, кто теперь с уверенностью скажет, да еще не видя тех версий?..) начался мировой триумф этой оперы.

В преамбуле к трансляции Стравинского много раз называют "русским" композитором, для чего, по совести, оснований еще меньше, чем говорить так по отношению хотя бы к тому же Юровскому, и уж определенно ничего "русского" нет в "Похождениях повесы", если не считать, что в представленном на видео составе Бабу-Турчанку поет Елена Манистина, и здесь это именно баба, а не транс, как в постановке Саймона МакБерни, год назад перенесенной на сцену МАМТа из Экс-ан-Прованса (копродукция с Нидерландской национальной оперой):

Вариант МакБерни, причем в европейском оригинале, за время "карантинного сезона" тоже показывали онлайн, но я посчитал, что увидеть и услышать его однажды "живьем" для меня было достаточно. МакБерни старался заведомо старомодному, вернее, лукаво играющему в старомодность опусу придать если уж не содержательной злободневности, то современного лоска, в том числе технологического, и по-моему вышло не то что плохо, а недостаточно убедительно и в целом мимо. Двойное ретро глайндборнского варианта скорее умиляет, чем приводит в восторг - но всяко лучше смотрится, как минимум не претендуя на статус "продвинутого" зрелища, каковым около полувека назад оно безусловно казалось. И Топи Лехтипуу в образе Тома (этнический финн, но уроженец Австралии - вроде бы выступал в Москве, но я, видно, упустил его из виду... обидно теперь!) явно органичнее по типажу, по фактуре, чем замечательный в своем роде, но для такой роли слишком инфантильный Богдан Волков, приглашенный на Тома в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Да и Миа Персон хороша - пара главных героев будто действительно с картинки сошла, а ведь они еще и поют отлично! Не хуже вокалом и такой же колоритный, фактурный - Мэтью Роуз в образе демоничного, но отчасти и опереточного, как водится, Ника Шэдоу.

В любом случае эстетический строй спектакля определяется прежде всего оформлением Дэвида Хокни: он, отталкиваясь от того, что в основу идеи Стравинского и либретто У.Х.Одена положена серия гравюр 18го века работы Уильяма Хогарта, создает мир плоскостной, и лишь частично "раскрашивает", точнее, "подкрашивает" его поверх мелкой, напоминающий оттиск, штриховки. Оркестр у Юровского соответствует такому подходу: графично-акварельный звук, с резко очерченными контурами и нежными, изысканными красками, но лишенный объема, глубины, перспективы... каковых тут, впрочем, и не предполагалось изначально (ни либреттистом, ни композитором, ни художником-постановщиком). О режиссере Джоне Коксе я ранее не слыхал (и что еще удивительнее, интернет-поиск мне не сильно помог узнать о нем больше... зато мимоходом наткнулся на сведения о выставке в Эрмитаже, где одновременно показывали гравюры Хогарта и офорты Хокни - 14 лет назад...), но кроме нехитрых пластических гэгов на уровне наивной клоунады и совсем простецких технических приколов (вроде того что фанерные руки статуи, украшающей напольные часы, поднимаются и опускаются в такт их бою) он себя по ходу действия ничем не проявляет, художник все сделал за него, а дирижер и вокалисты картинку не испортили.

Кстати, еще кое-что вдобавок о картинке: бросается в глаза, что маски в финальной, предваряющей эпилог сцене Бедлама, придуманные Дэвидом Хокни 45 лет назад, обнаруживают подозрительное сходство с масками в духе комедии дель арте из последних спектаклей Олега Долина "Зобеида" и "Женщина-змея": возможно, любые совпадения случайны - ну или грешным делом художник Сергей Якунин подсмотрел у Хокни, а чем Ник Шэдоу черт не шутит, глядишь и Хокни у кого-то позаимствовал, ретро-стилизация - оно ведь дело такое.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments