Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Standby", "She remembers", Нидерландский театр танца, хор. Пол Лайтфут и Соль Леон

Прощальный двойной подарок от Лайтфута и Леон под занавес "карантинного сезона": видеобалеты, поставленные и смонтированные в новых условиях работы - хотя своему сотрудничеству с НДТ хореографы ими подводят итог.

В "Standby" задействована вся труппа, включая Пола Лайтфута как исполнителя - 42 танцовщика. Насколько я понимаю, слово standby типа сленговое и употребляется в театральном обиходе как сигнал "на старт" перед выходом к публике. Но публики сейчас нет - а спектакль в пустом зале без зрителя тем не менее разворачивается, и какой спектакль, после него еще полгода в театр не захочется пойти, раз этакую роскошь можно бесконечно (хотя онлайн-показ лимитирован двумя неделями и все права защищены...) дома смотреть. Оригинальная, насколько я понимаю, симфоническая партитура датчанина Кнудгаре Рийсагера - псевдоклассический по стилю (в отличие от большинства современных музыкальных стилизаций опирающийся на эстетику не барокко, но классицизма) дивертисмент, короткие фрагменты которого обозначают упражнения и танцевальные жанры, обязательные для "балетного класса". Аналогичных постановок - в формате "этюдов", "класс-концертов" и т.п. - множество, но хореографический язык Лайтфута и Леон абсолютно современный, и в сочетании с лишь слегка разбавленной диссонансами гармонией саундтрека на пустой сцене, расчерченной черно-белыми квадратами света и тени ("шахматный порядок"!), дает поразительный эффект.

Номинально постановка пытается осмыслить феномен "социальной дистанции", возникший за последние месяцы как некая санитарная необходимость - по сути же "дистанция" в дуэтах и ансамблях то соблюдается, то нарушается, то преодолевается, то, наоборот, возникает даже там, где, казалось, налицо сближение, единение... Традиционные балетные фигуры и комплексы движений из элемента формы, технического приема становятся метафорами человеческих взаимоотношений, и не лирических сюжетов (что было бы чересчур банально), но обобщенных моделей поведения, лаконично и резко очерченных пластически. С другой стороны, то, что в реальной жизни и настоящих отношениях людей зачастую драматично и травматично, в балете парадоксально остается стандартным (хотя у Лайтфут и Леон эксклюзивным, неповторимо авторским и узнаваемым, ни на кого не похожим по "почерку") набором "лексем", из которых складывается радующий глаз динамический "орнамент" на сцене, а страхи и боли остаются "за кулисами", уходят в подтекст.

"She remembers" - вещь более камерная, но кроме того, и в большей степени "киношная": как и "Standby", она сразу придумывалась и назначалась для съемок на видео, но видео и в театральных спектаклях Лайтфута и Леон обычно играет значительную роль, а здесь оно где-то частично, а где-то почти целиком поглощает собственно танец - подобно тому как гармоничный, но безликий Макс Рихтер (похоже что идеальный музыкальный материал для современного балета - ритмичный, благозвучный и ни к чему хореографов не обязывающий...) "объемлет" арию Генделя - хотя отдельно взятые соло и дуэты все равно выразительны и уникальны. Постановка рассчитана на шестерых исполнителей, по балетным меркам возрастных - как бы подходящих к финалу своей танцевальной карьеры или, по меньшей мере, к окончанию сотрудничества с определенной компанией (момент "автобиографический": хореография Соль Леон, а Пол Лайтфут опять в числе исполнителей). Использованы кадры с лицом маленькой девочки, рассыпается на сцену ворох старых фото, идут в ход и архивы НДТ - "на прощание" с точки зрения концепции очень достойно, а в плане "чисто посмотреть", конечно, "Standby" будет поинтереснее, ну и вообще сильнее всегда вдохновляет ожидание выхода, а не ухода.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments