Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

комета над Парижем: "От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ"

Выставка открывалась уже виртуально, в условиях карантина, а графику по правилам нельзя экспонировать долго, но раз уж такое дело и однова помирать, продлили аж до ноября. Мне помнится, что речь шла о пяти веках рисунка - на деле, конечно, выходит поменьше, но все равно охват и хронологический, и географический, и стилевой - внушителен, хотя при заявленной "отборности" предметов далеко не каждый рисунок здесь тянет на самодостаточной шедевр и даже разделы получились неравноценными. Экспозиция полностью сформирована из собственных фондов ГМИИ - в чем есть свой плюс (шанс показать, сколь богаты закрома), но и своя ограниченность.

Бледнее прочих выглядит раздел итальянского Возрождения, при том что одна из лично для меня самых важных работ на выставке - рисунок из круга Мантеньи "Юноша, наказывающий дракона", кон. 15-нач. 16 вв. Еще выделил бы маньеристские рисунки Пармиджанино - "Ландскнехт, пьющий из кувшина", 1530-40, "Мадонну с младенцем в облаках", 1520-27, этюды голов. Ну и "Оплакивание Христа" А.Карраччи, 1600-е. Итальянское искусство 20го века даже в музеях Италии наводит тоску, но тут помимо ожидаемого Кирико и всегда восхитительного Модильяни, который все же больше французский, чем итальянский художник ("Женский портрет", 1918 - ладно, почеркушка; но "Потрет Блеза Сандрара", 1919 - восторг, хотя тоже ведь, казалось бы, три линии...), обнаруживается "Композиция с головой" Карло Карры, и очень достойно среди прочих смотрится.

Надо отдать должное кураторам - не высасывая из пальца умозрительных концепций и сюжетов, они максимально эффектно старались преподнести коллекцию графики ГМИИ, выстроив экспозицию, сколь возможно, и по хронологии, и по национальным школам. В результате выигрывают "старые мастера" Севера, начиная с того же в название вынесенного Дюрера (рисунок его школы "Воскрешение Лазаря", 1512), а особенно голландцы и фламандцы. Уж на что я не люблю Рубенса - но его "Голоса Силена", 1605-1606, в графическом варианте куда сильнее впечатляет, чем мифологические образы на его монументальных живописных полотнах. Так же и Гольциус - "Молодая женщина со сложенными на груди руками (Мария Магдалина?)", 1590. Адриан ван Остаде - гуашь "Группа крестьян в дверях фермы", 1673. Замечательный Рембрандт - "Старуха, пекущая блины" (Блинница/Кухня в доме)", кон. 1640-х-нач. 1650-х. И сангина Адриана ван де Вельде "Этюд женщины в крестьянском платке", до 1608 г. Я прежде, чем пойти в музей, послушал некоторые из виртуальных экскурсий на сайте, и вот именно к этому разделу самые содержательные оказались. Из другой эпохи, но совершенно уникальный экспонат - рисунок Винсента Ван Гога (в отличие от живописных полотен - единственный в собрании ГМИИ) "Портрет молодой девушки" aka "Мусме", 1888, и очень толково о нем рассказывается в виртуальной кураторской экскурсии, начиная с того, кем была изображенная девушка в жизни, заканчивая объяснением происхождения слова "мусме" - девочка-подросток по-японски, из популярного в те годы французского романа о жизни на Востоке.

На удивление и против ожиданий хорош французский раздел, и эпохи рококо, и 19-й век, ну и далее со всеми остановками "до Матисса": этюды Лемуана и Натуара (тоже интересные виртуальные экскурсии к ним прилагаются), "Актер в роли Криспена" Ватто, ок. 1715-16, "Спящая молодая женщина" Буше, прекрасный Грез - "Мальчик, стоящий на коленях", 1-я пол. 1760-х, "Голова пожилой женщины", 1760-н, "Итальянцы, играющие в морра", 1756; "Этюд для фигуры Герсилии" Давида, экспрессивное, будто 20й вк, а не 18й, "Нападение" Фрагонара, 1730 (?), а однообразные пейзажи с развалинами Гюбера Робера в графике намного лучше, чем на живописных полотнах, больше подробностей можно разглядеть. Подальше, на галерее - Энгр "Портрет Анриет Лоримье", 1828, Домье, "Камиль Демулен в Пале Рояль", ок. 1850, броский женский портрет Ренуара "Девушка в шляпе".Плюс яркий Делакруа и скромный Тулуз-Лотрек. А Густава Моро явно сознательно разместили по соседству с Врубелем, типа оба символисты, и заодно с Редоном, но если "Проект обложки журнала весы" Редона, 1904, от такого соседства не проигрывает и оно даже в тему, то Моро с его декоративностью супротив "Демона сидящего" на мой вкус не годится. Отдельно от соотечественников висит Поль Синьяк - два рисунка "Сен-Поль де Ванс. Пейзаж с часовней", 1922, и приморский портовый вид "Ла Тюрбаль", 1930 (про оба интересно рассказывается в виртуальной экскурсии, "Ла Тюрбаль" - рисунок из серии, посвященной сотне портовых городов Франции, в каждом Синьяк сделал два варианта, один предлагалось выбрать заказчику-меценату, художник оставлял себе второй и тот, что в ГМИИ, как раз из собрания автора). Рядом с ним ранний и неузнаваемый, но и не слишком занятный Леопольд Сюрваж, "Пейзаж", ок. 1922.

Немцы и с ними австрийцы оказались на выставке самым разделенным народом: среди французов малость теряются четыре листа Каспара Давида Фридриха, в том числе "Гроб на краю могилы" и "Двое мужчин на берегу моря", но в чем прелесть Фридриха я и по его живописным пейзажам не понимаю, и сейчас по рисункам не уловил; графика Георга Гросса попала к русским авангардистам: социальной тематики сценки "На улице" и "Инвалид (Осторожно, не споткнитесь)", 1922; но все равно пусть немногочисленные листы немецких экспрессионистов - едва ли не самый "сочный" раздел экспозиции, "Три женских головы" Эмиля Нольде, до 1930; одинаково узнаваемый в живописи и в графике Франц Марк, темпера "Красный бычок", 1912, и акварель "Животные"; Макс Пехштейн "Мать с детьми", 1913, и "На берегу моря", 1919; ну и главный мой любимец Пауль Клее, пускай все эти три рисунка "Комета над Парижем", 1924, "Маски на лугу" и "Куколка (портрет"), 1923, хорошо знакомы и сравнительно недавно их можно было видеть на выставке "Ни дня без линии" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2990634.html

- каждая новая встреча с ними в радость и у каждого рисунка можно стоять долго-долго, подробности образов Клее неисчерпаемы. Напротив них - пять абстракций Кандинского вынужденного российского периода 1915-1917 годов, в том числе "Композиция Ж (Голосу)", 1916, автобиографическая подоплека которой неплохо раскрыта в виртуальной мини-экскурсии на сайте.

Если Врубель оказался в соседстве с Моро, а Брюллов затесался на галерее промеж французов-современников с очень неплохими рисунками "Греческое утро в Мираке", 1835, и "Спящая Турчанка", 1839, то остальные русскоязычные художники, начиная с рубежа 19-20 вв., идут полным набором, но за исключением Билибина, "Баба Яга и девы птицы", 1902, да Григорьева, французская сценка "Entrez", 1913, каким-то стандартным, дежурным: Бенуа, Ларионов, Гончарова, Борисов-Мусатов, Кончаловский... Ну вот разве что Серебрякова еще выделяется - двойное ню "Этюд для Дианы и Актеона", 1916-17 (при том что обе обнаженные фигуры женские!), и "Одалиска", эскиз панно для Казанского вокзала. И не самый расхожий Шагал: "Шарманщик", 1914-15, "Возле лавки", "Мужчина с козами", 1919, два наброска "Сестра Анюта", 1908-1910. Ранний Татлин - эскиз к "Жизни за царя", 1916.

Дальше по хронологии, послереволюционный период, все намного веселее: отличный кубистский "Завод" А.Куприна, 1921, три картинки Филонова "Рабочие", 1915, "Голова", 1924 и еще одна "Голова", 1925, но это предсказуемо; а вот "французский" Петров-Водкин хорош необычайно - "Франция. Ресторан", "Франция. На веранде" и "Франция. Игра на пляже", все 1925. Ранний Дейнека - "Первое мая" (к книге А.Барто), 1928, и эскиз "Текстильщицы", 1927. Лабас, который не только прославлял технические новшества, но и видел их риски - темпера "В авиационной катастрофе", 1928. Совсем молодой Пименов - не то что "оттепельный", отнюдь не благостный: "Улица", 1928. Рисунок углем, но узнаваемый по тематике и по стилю, В.Лебедева - "Две натурщицы", 1927. Купреянов - "Зима. Чайная" и "Красная лошадь", 1924. Малевич - миниатюрные и чудесные, хотя памятные (по трехлетней давности выставке "Не только "Черный квадрат" в павильоне "Рабочий и колхозница") "Дети на лужайке", 1908.

Обидно, что Пикассо среди прочих на выставке почти незаметен. Даже единственная и тоже вполне обычная работа Жоржа Руо "Голова клоуна", 1904, цепляет больше. Ну и обширнее всех представлены Матисс (на правах "хедлайнера") с Леже, понятно, что и Надя Леже, и Лидия Делекторская много бывали в СССР и везли сюда то, что не жалко было отдать "дружественному советскому народу", однако Леже на выставке даже больше, чем Матисса, а кроме "Портрета Нади с цветком", 1948, ничего путного. Зато Матисс и разнообразный, и качественный - "Турчанка", 1942, натюрморт "Арабский кувшин и персики на блюде", 1944, вид "Терраса в цветах с этрусской вазой", 1943, "Тюльпаны с листьями калл в китайской вазе", 1943, и, разумеется, "Женский портрет (Л.Делекторская)", 1945, по крайней мере вынос имени Матисса на афишу выставки оправдан.



















































Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments