Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Абрамцево

До сих пор при единственном посещении Абрамцева мне довелось побывать лишь в главном усадебном доме на постоянной экспозиции - теперь, хотя времени снова не хватило (надо было раньше приезжать, что не от меня, увы, зависело...), по крайней мере увидел изнутри все основные постройки комплекса, а там почти везде, ну кроме, может, выставочных залов "Поленовской дачи", есть на что посмотреть.

В "Бане-теремке" масса всего занятного и ценного: изразцы и вазы Елены Поленовой, ткани по эскизам Натальи Якунчиковой (сестра и жена Василия Поленова соответственно); резной "аптечный шкафчик"; пара отличных светильников с силуэтами сов (разработка опять-таки Елены Поленовой); деревянные фризы с декоративными "земляничками"; в музейной витрине - уникальные рамки для ручных зеркалец; вышивка Якунчиковой (с павлинами); вазы Врубеля. При этом мощный камин, как ни странно - фабричного производства, а не авторского. Зато на стенах, помимо убранства декоративного - эскизы Елены Поленовой к книжным иллюстрациям сказок ("Сынко Филиппко" и т.п.), в том числе писаные маслом картинки.

Главный усадебный "экспонат" из построек - конечно, церковь Спаса с собственном Спасом кисти Репина в алтаре - прошлый раз мне особенно жалко было, что не удалось зайти внутрь, теперь наконец-то увидел все, подробно рассмотрел: и барельеф М.Антокольского с головой Иоанна Крестителя, и живописных "Святого князя Федора с сыновьями Константином и Давидом" Елены Поленовой на стене, и непосредственно в алтаре "Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью" Веры Репиной. Православная тематика меня, выражаясь мягко, не вдохновляет - но тут православие, во-первых, чисто декоративное, а во-вторых, при всей нарочитой "русскости" этого модерна абсолютно универсальное, европейское по технике исполнения и по стилю: "Богоматерь" В.Васнецова и его же фрески по эскизам А.Мамонтова (Андрей Мамонтов с родней погребен на погосте тут же при церковной часовне), васнецовская также "плащаница" и т.п.

Популярностью у гуляющих пользуется "Избушка на курьих ножках", но на нее остается только со стороны из-за оградки глядеть, а внутрь "Поленовской дачи" пускают, но там проводятся временные выставки и попасть на "Дар семьи Губаревых" не предел мечтаний, если честно: старший из династии, Андрей Губарев, был неплохим графиком-портретистом (показан его портрет философа Владимира Соловьева среди прочих вещей), но чем ближе к нашему времени, тем менее интересно. Тогда уж предпочтительнее дольше пробыть в "Мастерской" - там собраны образцы керамики, майолики, причем не изначально находившихся в коллекции Мамонтовых, а зачастую отысканных по комиссионкам, жэкам уже в более поздние музейные времена. "Морской царь" и "Ваза с ящерицей" Врубеля, совместная Врубеля с Коровиным разработка мотивов "Садко" и "Две русалки", камин, украшенный глазурью, здесь тоже, в отличие от "Теремка", именно врубелевский; пепельница "Слон" М.С.Морозовой; ваза "Черт, вылезающий из корчаги" В.Серова (конец 1890-х); футляр для часов работы Н.Андреева (так и не дознался, тот ли скульптор Андреев...); "Сова" по эскизам Н.Якунчиковой; "Братина" А.Головина - в общем, большой выставочный зал плюс две комнатки с экспонатами.

В усадебный дом я прошлый раз ходил "дикарем", а сейчас с экскурсией, и гид попалась толковая - очень емко все изложила по экспозиции, буквально "от печки" (она ведь тоже с изразцами Врубеля); в "аксаковских" залах - подлинное историческое кресло и расшитая "сонетка" для вызова прислуги (колокольчик от нее, правда, утерян давно), живопись Веры Аксаковой, в том числе автопортрет и портрет сестры. Но самое интересное - в залах "мамонтовских": карандашные портреты В.Васнецова, взаимные портреты Васнецова и Репина, шарж Нестерова на Ап.Васнецова, "Семья Мамонтовых за обеденным столом" В.Серова (1887); портреты Мамонтовых кисти Репина, в том числе С.Мамонтов в образе Грозного; исторические зеркало и печь с головой льва; понятно, что больше всего эмоций у экскурсантов неизменно вызывает реконструированный зал, где писалась серовская "Девочка с персиками" (к обстановке из частично подлинных предметов прилагается репродукция хрестоматийной картины на мольберте).
Здесь же неплохое собрание живописи представителей "абрамцевского кружка" периода владения Мамонтовых, и не только самые расхожие имена. Особенно любопытны как раз в ландшафтном контексте зарисовки И.Остроухова - осенний пейзаж "В Абрамцевском парке" и "Верхний Абрамцевский пруд", отличный ранний Коровин 1880х ("Деревня", "На пчельнике"), заключительный этюд к "Аленушке", бюст Мамонтова (гипс) работы Поленова и его же живописный этюд "Грибы", эскиз "Руки" (к "Отроку Варфоломею") Нестерова и т.д. На веранде столы застелены клеенками - но для детских мастер-классов, а так даже с экскурсией выйти нельзя, остается обзор со стороны парка.

И пруд, и "врубелевская скамья" на виду в парке, а вот на постоянную экспозицию (временные выставки пришлось пропустить...) в музей искусства 20го века - здание санатория постройки 1938 года, но сейчас и оно уже как бы "архитектурный памятник эпохи"... - попал впервые, хотя многие вещи мне оказались знакомы по разным другим выставкам (абрамцевский Лентулов, например, запомнился по грандиозной выставке "Мистерия-буфф" Аристарха Лентулова в Бахрушинском несколько лет назад).

Очень много - где-то даже непропорционально много... - раннего Кончаловского, в первом зале внимание на себя оттягивают его ярчайшие полотна деревенско-крестьянской тематики типа "Сбор винограда", 1909, идущие как будто фризом под потолком (может, они для этого специально и создавались художником, либо развешаны уже здесь в музее так - не знаю...), при этом в формате стандартной развески он тоже присутствует мощно, в том числе и абрамцевскими видами, плюс великолепный "Портрет Ольги Кончаловской", 1909. Помимо Лентулова - "Зеленый пейзаж", "Ветер", 1910-е, замечательные "Красные лодки", 1918, ну и, конечно, "Портрет Марии Петровны Лентуловой", 1913, - из художников этого ряда и направления эффектно представлен Машков, что понятно - как бы "местный житель"... уже послереволюционного, советского "заезда", отдельно висят два его позднейших "ягодных" натюрморта, "Клубничка", 1939, "Малинка", 1935, и "Абрамцевский пейзаж", 1940.

Самый "сок" художественной культуры эпохи: "Охотничий натюрморт" и "Жатва" Н.Удальцовой, 1924, крымский пейзаж Вас.Рождественского, 1923, "В лесу" Д.Штеренберга, 1930-е, "Красные яблоки на розовой скатерти" Грабаря, 1920, "Овраг. Загорск", 1951, и "Вид из окна. Загорск", 1947, моего любимого А.Осмеркина. Целая портретная галерея - живописная: прекрасный Вильямс - "Портрет В.Качалова в кресле", 1929; Грабарь - "Портрет С.Чаплыгина", 1930 и "Портрет женщины в красном", 1952 (последний напомнил стилистику французских символистов - хотя Грабарь более ранний в чистом виде импрессионист); Первухин - "Портрет П.Кончаловского", 1920-е; Кончаловский - "Портрет актера Вишневского", 1921; и впридачу к ней подборка портретных скульптур-бюстов Веры Мухиной, в том числе "Портрет А.Замкова", 1918, и "Портрет С.Юдина", 1940; вообще скульптура здесь не менее хороша, чем живопись - чего стоит Сосланбек Тавасиев и его деревянный бюст "Юноша-красноармеец", 1930!

Разумеется, присутствует Фальк, хотя и не слишком бросается в глаза такими ранними вещами, как пейзаж "Березы", 1911, или натюрморт "Бутылки", 1912. Интереснее произведения более зрелого периода, в первую очередь его гениальные позднейшие натюрморты, особенно "Цветы в супнице", 1951 - сразу вспоминаются "Ландыши в белом молочнике", которые сейчас висят на выставке в "Наших художниках"!, но не только они; в связи с пейзажем "Репихово. Козы", 1947 на ум приходит его ""Красный кувшин с двумя лимонами и гранатом", 1952, увиденный недавно там же -

- потому что фон здесь как будто ровно тот, но в натюрморте это абстрактное, "безвоздушное" желто-зеленое пространство, условная плоскость, на которой размещены предметы, а здесь обычная, "земная" трава на лугу! В комплекте с ним Елизавета Потехина - "Портрет Роберта Фалька", 1916 (до сих пор, несмотря на все новые этические веяния, привычнее, когда мужчина рисует жену или подругу - а почему бы и не наоборот? хотя у Фалька жен было много и он с них всех писал портреты - и прославились они больше как его героини, что ни говори....). И также произведения Валерия Фалька ("гойевские" мрачные "Трапеза", "Расстрел", 1938) - сына художника, которого Роберт Фальк зачем-то приволок с собой обратно в Россию, где он, конечно, вынужден был пойти на войну и погиб.

Лично мне в этом разделе абрамцевского собрания показались наиболее привлекательными работы чисто "советской" (ранних лет, 1920-30-х гг.) тематики, выполненные первоклассными художниками: "Девушка 20-х", 1925, и "Поезд из Москвы", 1932, Лабаса; "Строительство Дворца Советов" Вас.Рождественского; "Маевка" А.Первухина, 1930; ну и совершенно раритетное гигантской панно позднейшего периода П.Кузнецова "Натюрморт ТЭЖЭ", 1938 - к концу жизни художник, начинавший с "Голубой розы", вряд ли от хорошей жизни выдавал композиции рекламного характера для жирового треста, изображая на холсте образчики продукции парфюмерной фабрики, что по-своему и печально, но и очень, очень занятно!

Последний раздел составляют произведения второй половины 20го века, художников, честно говоря, мне не очень знакомых, если и примечательные, то именами персонажей, а не авторов - Голицына ("Портрет Б.Шергина"), Егорина ("Грибник. Портрет Н.Андронова"), тут и "Портрет Насти Васильцевой" Андрея Васнецова, уже 1990, и снова абрамцевские виды, которые предпочтительнее созерцать не на этих холстах, а напрямую, без посредников, хотя бы и великих, тем более не самых выдающихся, благо музейные экспозиции в усадьбе закрываются рано, а из парка сразу, по счастью, не гонят, и можно еще навестить расцветающие на пруду желтые кувшинки.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment