Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Шатов. Кириллов. Петр" ("Бесы") Ф.Достоевского, РАМТ, реж. Александр Доронин

Перед этим смотрел на немецком без перевода "Преступление и наказание" Анджея Вайды - фильм-спектакль Шаубюне, и не запись театральной постановки, а снятую и смонтированную отдельно вещь; хотя Вайда определенно в число любимых моих режиссеров не входит, почему-то увлекся, даже без понимания диалогов, при том что в фильме практически отсутствуют внешние события фабулы, а оставлены именно разговоры, размышления о случившемся (сюжет я, положим, в общих чертах себе представляю, но о чем конкретно речь, сходу уловить сложнее... остается только наблюдать за игрой, к примеру, Утте Лямпе в роли Сони Мармеладовой!). Попутно вспомнил, что Анджей Вайда в инсценировке Альбера Камю ставил на сцене "Современника" свою версию "Бесов" Достоевского - уже не столь давно, я ее застал и видел:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/39640.html

А вот до "Шатова. Кириллова. Петра" в РАМТ за много лет (премьера 2012го! последний раз играли летом 2019го...) так и не дошел, при том что временами подумывал и теоретически собирался - как и в случае с немецким "Преступлением и наказанием" Вайды, довольствовался теперь записью. Спектакль камерный, но персонажей в нем больше, чем трое обозначенных - плюс к ним еще жена Шатова и Эркель.

Драматургическая композиция соответственно строится вокруг убийства Шатова и самоубийства Кириллова с попутным возвращением к первому блудной жены - за тем и другим стоит Петр Верховенский, и он в блестящем исполнении Сергея Печенкина здесь по сути главный герой (ну анти-герой, конечно), такой "мелкий бес", одновременно и мерзкий, и в чем-то - подвижностью ума, мгновенностью реакций - к себе располагающий, даже восхищающий (ну бес и должен прельщать, ему по штату положено, это ясно).

Шатов (Алексей Янин) и особенно Кириллов (Максим Керин) рядом с ним уж больно простоваты, Кириллов, откровенно говоря, просто недоумение вызывает - откуда в голове этакого колхозника мысли о "своеволии", о том чтоб "стать богом" (то-то и Верховенский недоумевает). Единственный женский персонаж, жена Шатова (Людмила Пивоварова) тоже довольно блеклый, невнятный, а дополнительный мужской Эркель (Дмитрий Бурукин) чисто служебный и нужен чтоб закруглить композицию сюжетно. За счет работы Сергея Печенкина - ну и текста Достоевского - действие на час с копейками, пожалуй, увлекает, но от достоевского полифонизма тут (опять же - собеседники и антагонисты Верховенского-Печенкина слишком уж явно не ровня ему) мало что осталось, кроме тривиальной морали в духе "не убий", с чем, допустим, не поспоришь... но Достоевский-то как раз на споры и должен провоцировать, а иначе браться не стоило.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments