Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Король, дама, валет" В.Набокова, театр им. Ленсовета, реж. Владислав Пази, 1997/2001

Хабенский и Зибров на бессловесных подтанцовках - это сегодня, конечно, самое сильное впечатление, которое можно вынести из просмотра скверного качества любительской, не предназначенной для публичной демонстрации записи спектакля, казалось бы, ну не настолько уж и древнего... а просто время слишком быстро летит! Зато уж еще один звездный однокурсник Константина Хабенского - в главной роли, и тоже стоило увидеть, насколько утонченным мог быть (по крайней мере на сцене...) Михаил Пореченков. Впрочем, он и сейчас при желании может (отчасти в "Крейцеровой сонате" ему это по сей день удается), просто не хочет, вместе с тем уже и тогда или почти тогда он вовсю был "агентом национальной безопасности", а не мешало ведь и, стало быть, не в "агентских" дело, а в чем - сразу и не поймешь.

Так или иначе пореченковский Франц из набоковского "Короля, дамы, валета" (пьеса Александра Гетмана, который в Москве для "Современника" писал инсценировки "Крутого маршрута", "Трех товарищей"...) - тот самый "валет", и особенно выигрышно молодой Пореченков смотрится рядом с возрастными партнерами: слишком  заметно, что Дмитрий Барков и Елена Комиссаренко, может быть, и неплохие по меркам своей эпохи артисты, из стилистического контекста 90-х (даже мутная запись 2001 года позволяет это задним числом отметить!) выпадают, существуют в каком-то ином хронологическом измерении, тогда как Михаил Пореченков открывает совершенно новую страницу театральной истории, где новым будет все, и будет режиссер Бутусов, и будет художник Шишкин... Но пока что здесь режиссер Пази и художник Брянцева, а пожилые актеры, задним числом вызывающие сочувствие, наоборот, органично вписываются в нехитрые (и небогатые, вероятно, не только в силу скудости фантазии Марии Брянцевой, но и по тогдашаним материальным возможностям театра...) декорации с игрушечной железной дорогой и раскатывающим по ней муляжом детского паровозика.

При том, что в спектакле юмора полно и даже с избытком - игрового, "игрального" (карты же) начала в спектакле мало. На первом этапе карантина показывали запись "Камеры обскура", тоже по раннему Набокову, и тоже питерский спектакль, из Александринки-2, и тоже с детским паровозиком катающимся - решенный Верой Поповой в соавторстве с художниками-постановщиками Лешей Лобановым и Александрой Ловянниковой через формат перформативно-инсталляционный, сюжет в нем навскидку едва прощупывался, главную ставку авторы делали на визуальный образ, на реконструкцию игрового пространства, на ощущение (очень важное для Набокова уже в 1920-е, хотя впоследствии осмысленное последовательнее) эфемерности, несерьезности (при всей трагичности), иллюзорности бытия, марионеточности, театральности в конечном счете человеческого существования - что тоже отчасти, допустим, ущербно; я трансляцию пропустил, но видел тот спектакль ранее "живьем":

"Короля, даму, валет" Пази я живьем не видел (хотя теоретически мог бы и некоторые другие вещи покойного режиссера и, очевидно, выдающегося театрального педагога мне доводилось застать на гастролях театра им. Ленсовета в 2000-е), посмотрел впервые лишь в записи теперь, и насколько можно, с оговорками, судить по ней, подход тут противоположный, очень, кстати, еще и в духе 90-х, помимо прочего, с креном в бульварную, а где-то и вульгарную "антрепризную" мелодраму, с карикатурным в почти тюзовском духе квартирным хозяином Франца, с голосисястыми тетеньками и полуголым (тогда еще не страшно было) Пореченковым на радость мужьям и дамам, которые их притащили "окультуриться", соответственно, наконец, с "танго втроем" - аккурат Хабенский и пляшет, но я бы в жизни его, еще и на такой мутной картинке, не узнал, когда б не прочел в аннотации!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments