Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ариадна на Наксосе" Р.Штрауса, Метрополитен-опера, реж. Бодо Игеш, дир. Джеймс Ливайн

Два дня подряд - две такие разные "Ариадны"! Спектакль из Венской оперы, тоже не самый свежий, десятилетней выдержки, и отнюдь не предполагающий радикального новаторства в постановке Свена-Эрика Бехтольфа, наоборот, сугубо декоративный, казалось бы, задним числом видится прорывом в иной мир -

- по сравнению с настолько кондовой, подчеркнуто старомодной и даже затхлой (Метрополитен-опера в принципе-то не экспериментальная лаборатория по исследованию новых форм, но тут прям тушите свет...) версией Бодо Игеша. Записанная в 1990-е, она, вероятно, и Максу Рейнгарду, в честь которого более ста лет назад Рихард Штраус сочинил "Ариадну на Наксосе", показалась бы устаревшей!

Но, с другой стороны, тут сознательно подчеркивается - и даже без вошедших в моду позднее "игровых", "ролевых" рамок - колорит "старины", с завитушками барочных интерьеров, париками на головах и пудрой на лицах персонажей, при том что обе главные солистки - прогрессивно! - чернокожие: Цербинетта - Кэтлин Бэттл, и, прежде всего, Примадонна/Ариадна - Джесси Норман. Неоднократно приезжала Джесси Норман в Москву уже на моей памяти - я ни разу ее живьем не слышал, но до меня доходило, что, дескать, "одни руины", а мне вот и "руин" не довелось, но телеверсию спектакля я посмотрел в первую очередь ради нее.

Она уже тут в возрасте и в теле, это ее период "возвращения" на сцену после длительной паузы, и случилось оно именно партией Ариадны, так что монументальная "примадонкость" и ирония, без которой эту коронованную (буквально, диадемой!) монументальность воспринимать трудно, здесь будто в тему. Вакха-Тенора поет Джеймс Кинг - он вообще из предыдущего даже по отношению к Джесси Норман поколения, одно уж к одному. А композитор (Татьяна Троянос), учителя и мажордом вовсе будто из времен и не Рихарда Штрауса с Гуго фон Гофмансталем, но Мольера и Люлли (к которым косвенно восходит идея оперы) на сцену Метрополитен явились.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments